…Огонь улегся понемногу,
Дымком курясь, потухла печь…
…В воронку темную вошла рабыней бронза,
Владыкою из формы встав.
Огюст Барбъе
Появление медных изделий далеко не сразу вытеснило традиционные материалы — кремень, сланец, кость. Несмотря на видимые преимущества, медные орудия при работе быстро тупились и гнулись, да и выплавка меди требовала слишком высоких температур. Иногда, в поисках месторождений древние рудокопы обнаруживали медную руду, содержащую естественные примеси других металлов, например, мышьяка или олова. Такая медь плавилась при сравнительно невысокой температуре и получалась более твердой. В результате длительных экспериментов по улучшению качества медных изделий, путем многочисленных проб и ошибок, люди пришли к созданию первого искусственного сплава — бронзы. Температура плавления бронзы всего 700—900°С; получить такую температуру можно в любой печи. Чаще всего бронзу получали из меди и олова в сочетании 9:1, но древние литейщики добавляли в медь и другие компоненты: сурьму, цинк, серебро, свинец, мышьяк. Бронзовые изделия получались значительно тверже медных, а при выплавке почти не давали трещин, поэтому появление нового металла способствовало быстрому вытеснению медных орудий, хотя каменными орудиями люди продолжали пользоваться вплоть до появления железа (особенно в наших северных лесах, которые были сильно удалены от основных центров металлургии и металлообработки).
Изобретение бронзы и активные разработки медных месторождений на юге Европы, Ближнем Востоке, а позже на Алтае, Кавказе, Южном Урале и в Поволжье, значительно ускорило развитие цивилизации. Не случайно в это же время были изобретены парус, колесо, гончарный круг, и кроме того, люди научились запрягать животных.
В целом, начало бронзового века археологи относят к концу 4-3 тысячелетия до н. э., хотя у нас на Севере знакомство с бронзой происходит лишь спустя 1000 лет, когда в лесной и лесостепной полосах Восточной Европы началось заметное передвижение населения (появление культур боевых топоров). Заканчивается эпоха бронзы к середине 1 тысячелетия до н. э. (VIII-VII вв. до н. э.), с появлением и распространением железных изделий (необходимо учитывать, что историческое развитие в разных географических регионах шло неравномерно).
Долгое время считалось, что памятников эпохи раннего металла на Севере вообще нет. Некоторые исследователи пытались объяснить это явление ухудшением природных условий в период энеолита и бронзы и переселением людей в южные районы. Согласно другой гипотезе в конце каменного века население начало постепенно переходить от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, поэтому оно покидало побережья водоемов и обживало новые места, неизвестные археологам. Но в результате широких археологических исследований, развернувшихся на Севере (особенно в Карелии) были обнаружены интереснейшие памятники эпохи раннего металла. Новые материалы, полученные при раскопках, и многочисленные случайные находки позволяют думать, что в эпоху бронзы весь Север (а значит и территория, которую ныне занимает Вологодская область) был достаточно освоен и заселен.
В начале 2 тысячелетия до н. э. в центре Русской равнины появились фатьяновские племена, которые, двигаясь по Западной Двине, Днепру, Волге и их притокам постепенно расселились на значительной территории. Фатьянов-цы являются частью огромной культурно-исторической общности, которая состояла из так называемых «культур с боевыми топорами» и «культур шнуровой керамики». Она занимала обширные земли от берегов Рейна до Прикамья, от Южной Швеции до Прикарпатья. Отличительной особенностью материальной культуры этих племен, относящихся к древним индоевропейцам (некоторые исследователи видят в них неразделенную протобалто-славяно-германскую общность), было украшение глиняной посуды при помощи шнурового орнамента и использование каменных сверленых или медных топоров с отверстием для насадки; противоположный конец топора нередко был выполнен в виде молотка, выпуклости или острия.
Свое название фатьяновская культура получила по названию первого могильника, отрытого в 1873 году у деревни Фатьяново в Ярославской области (могильник расположен всего в 80 км к югу от Грязовца). Сейчас археологам известны сотни новых фатьяновских могильников, обнаружено множество отдельных фатьяновских предметов (случайные находки), а вот поселения встречаются крайне редко. Это непонятное явление до сих пор вызывает недоумение археологов, которые по-разному объясняли «отсутствие» поселений у фатьяновцев: подвижным образом жизни фатьяновских племен, оставлявших недолговременные поселения, или расположением их поселков в неисследованных пока археологами местах (на торфяниках, водоразделах, распаханных полях); высказывалась точка зрения о враждебных отношениях местных племен охотников и рыболовов к фатьяновцам, в результате чего, те вынуждены были часто менять места обитания и культурный слой на поселениях не успевал накапливаться. Некоторые ученые считали фатьяновцев военными отрядами, которые при частых передвижениях не оставляли стоянок с большим культурным слоем.
Но, как показали последние исследования, постоянные поселения у фатьяновцев все же были. Пришлые племена фатьяновцев расселились, в основном, на территории, занятой волосовскими племенами, и при более тщательных и масштабных раскопках волосовских поселений в культурном слое вместе с поздневолосовскими вещами археологи стали выделять фатьяновскую посуду, топоры и другие вещи.
Фатьяновцы были, главным образом, скотоводами, а еще занимались охотой, собирательством и рыболовством (существование у фатьяновцев земледелия окончательно не доказано). Скотоводство давало мясо и молочные продукты, а также кожу, шкуры и шерсть для изготовления одежды и обуви; из костей животных делали орудия и различные поделки. Летом пастухи-мужчины со сторожевыми собаками пасли скот в лесах (погребения пастухов с собаками найдены в нескольких фатьяновских могильниках), а зимой держали животных рядом с домами, в стойлах, и кормили их заготовленными впрок ветками, корой, сеном, желудями. Костные остатки, обнаруженные в могильниках, свидетельствуют о том, что фатьяновцы разводили свиней, овец, коз, позже коров; охотились на медведя, северного оленя, лося, кабана, лисицу, рысь, волка, бобра. Находки костей рыб, бус из рыбьих позвонков и раковин речных моллюсков говорят о занятиях рыболовством и собирательством. При раскопках фатьяновского могильника Новинки в Тверской области был обнаружен сосуд, в котором, как показал химический анализ, хранился мед.
Лесные скотоводы — фатьяновцы несли с собой новую тонкостенную глиняную посуду с лощеной внешней поверхностью, изящную и пропорциональную (круглодонные горшки шаровидной или бомбовидной формы). Кроме посуды из глины изготовляли ложки, детские топорики, шарики, колесики.
Хотя фатьяновцы широко использовали металлические изделия, по-прежнему главную роль у них в хозяйстве играют орудия из камня и кости. Особого мастерства фатьяновцы добились в выработке каменных сверленых, боевых топоров-молотков, которые археологи находят во всех ранних фатьяновских могильниках рядом с каждым мужчиной, а иногда в погребениях с мальчиками-подростками и женщинами. А вот медные топоры в берестяных футлярах обнаруживают только в захоронениях вождей.
Основной ареал распространения фатьяновской культуры находится южнее границ современной Вологды, и в настоящее время могильники и поселения фатьяновцев на территории нашей области неизвестны; но во многих местах, по берегам Вологды, Шексны, Сухоны, Мологи, Кобожи, на Белом озере, обнаружены десятки «боевых» фатьяновских топоров и фрагменты керамики, сопоставимой с фатьяновской. Интересные и редкие находки сделаны в ходе исследований археологических памятников Луковец (Череповецкий р-н), Векса (Вологодский р-н) и Березовая Слободка II-III (Нюксенский р-н). При сборе подъемного материала на этих памятниках обнаружены миниатюрные, скорее всего детские, каменные топорики фатьяновского типа. Возможно, в первой половине 2 тысячелетия до н. э. отдельные отряды фатьяновцев в поисках новых пастбищ проникали на Север, осваивая богатые травами пойменные долины вологодских рек.
Почти сто лет назад на южном берегу Белого озера, в местечке Каргулино, были случайно обнаружены два великолепных бронзовых копья, которые связаны с племенами яркой и самобытной сейминско-турбинской археологической культуры. Это были немногочисленные племена металлургов и воинов-коневодов, пришедших из Сибири, которые за короткий срок (100-200 лет) преодолели тысячи километров западносибирских лесостепей и тяжелой заболоченной тайги, перевалили за Уральские горы и в середине 2 тысячелетия до н. э. вышли на лесные равнины Восточной Европы. Этим племенам принадлежат уникальные металлические изделия — наконечники копий, кельтов и ножей-кинжалов, обнаруженные на огромной площади в 3 млн. кв. км, от Монголии до Финляндии и Молдавии.
Большая часть металлических находок (к настоящему времени их сохранилось немного — чуть более 400) найдена в четырех крупнейших могильниках-некрополях, два из которых — Сейма (в нижнем течении Оки) и Турбино (под Пермью) дали название самой культуре — сейминско-турбинская. Погребальный инвентарь, обнаруженный в могильниках, — металлическое, костяное и каменное оружие, костяные защитные доспехи, бронзовые копья, воткнутые в дно, стенки или край могилы говорят о том, что это были воины. Своеобразие сейминско-турбинских могильников — отсутствие в большинстве могил костей погребенных; чрезвычайно редко встречается керамика. Возможно, у сейминцев и турбинцев господствовал обычай сооружения кенотафов (кенотаф — в переводе с греческого — пустая могила — условное захоронение без покойника, иногда с наземными памятниками и с отдельными предметами, символизирующими трупоположение; нередко кенотафы сооружались в честь людей, погибших вдали от родины). К сожалению, полевые исследования большинства могильников, так же как и научные отчеты о результатах этих раскопок, оставляют желать лучшего (например, Сейминский могильник был практически уничтожен за два дня, в 1912 году, в результате антинаучных раскопок, проведенных воинскими частями под руководством членов Нижегородской архивной комиссии без участия археологов). До сих пор археологам неизвестны поселения сейминско-турбинского типа и во многом эти племена остаются загадкой для ученых.
На многослойном поселении Векса, неподалеку от Вологды, были обнаружены обломки пористой посуды, верхняя часть которых была богато украшена оттисками тонкого гребенчатого штампа, и характерные наконечники стрел: с треугольным черешком в основании или с прямыми и вогнутыми основаниями. Подобная керамика, также как и наконечники, встречалась на Сейминской дюне. Наконечники сейминского типа археологи находили в Харовском (стоянка Тюшковская), Кирилловском (стоянка Караваиха), Череповецком (стоянка Городище) и других районах области, а на р. Кеме в Вашкинском районе обнаружен обломок бронзовой пилы. Находки бронзовых изделий, а также появление отдельных памятников сейминского типа, вероятно, связаны с проникновением в южную часть нашей области нового населения, близкого сейминско-турбинской культуре; происходило это примерно в середине 2 тысячелетия до н. э.
Несмотря на возможные проникновения с юга небольших групп нового населения — фатьяновцев и сейминцев, основную часть обитателей нашего края в эпоху бронзы составляли племена, проживавшие здесь с неолита. Примерно с середины 2 тысячелетия до н. э. у них начинает появляться совершенно новая керамика, имеющая характерную рябчатую поверхность, напоминающую отпечатки ткани или сетки, поэтому археологи обычно называют ее сетчатой или текстильной керамикой. Сетчатая керамика бронзового века (иначе ее называют ранняя сетчатая керамика) получалась в результате специального технологического приема: орнамент наносился на влажную поверхность сосуда еще до обжига, при помощи ткани-сетки, или специального штампа мастера имитировали сетчатую поверхность горшка. Ранняя сетчатая керамика, чаще всего тонкостенная, имеет сложный профиль, и помимо сетчатой поверхности украшалась дополнительными узорами: ямками, гребенчатыми зигзагами и даже, что встречается крайне редко, изображениями водоплавающих птиц.
В Вологодской области обнаружено несколько фрагментов с изображением утки, в том числе и на сетчатой керамике: стоянка Кемское III (Вытегорский р-н), размытая стоянка Белозерская, многослойное поселение Векса (Вологодский р-н). Разумеется, изображения уточек очень схематичны и, чаще всего, передаются различными комбинациями оттисков зубчатого, гребенчатого или веревочного штампов. Самый интересный сосуд был обнаружен в 1995 году при раскопках многослойного поселения Березовая Слободка И-Ш в Нюксенском районе. В верхней части сосуда изображены два ряда плывущих уточек.
Древний гончар смог даже передать изображение воды: двойной гребенчатый зигзаг в верхней части сосуда и ямочно-жемчужные пояски в нижней передают объемность волны (при нанесении ямок на внутреннюю стенку сосуда на его внешней поверхности образуются выпуклые бугорки — «жемчужины»). «Рябь» водной поверхности подчеркивается четкими сетчатыми отпечатками вокруг каждой уточки. Скорее всего, этот горшок вылепили для каких-то особых, возможно, ритуальных целей, на что указывает не только сложная сюжетная композиция, но и тщательно обработанная поверхность.
Утка во все времена была популярнейшим персонажем в мифотворчестве древних народов (вспомним первую руну карело-финского эпоса «Калевала», которая повествует, как из яйца утки-прародительницы мира возникла вся Вселенная: земля, небо, небесные светила). По мнению многих исследователей, памятники с ранней сетчатой керамикой принадлежат предкам финно-угорского населения.
В эпоху бронзы ведущую роль в хозяйстве и быту по-прежнему играет каменная индустрия, но обработка и выделка орудий из камня достигает невиданного ранее совершенства: некоторые ножи, копья, кинжалы, тесла, топоры являются настоящими шедеврами. При раскопках поселения БерезоваяСлободка II-III на Нижней Сухоне найден настоящий «клад» из девяти великолепно обработанных кремневых наконечников.
На поселении Боровиково обнаружена небольшая мастерская по изготовлению кремневых изделий. В центре небольшой площадки находился крупный гранитный валун, а вокруг него были плотно насыпаны маленькие отщепы и мельчайшие кремневые чешуйки. Гранитный валун древний мастер приспособил для упора кусков кремня, от которых острозаточенным куском рога отделял мелкие частички, добиваясь нужной формы наконечников, ножей и других изделий. Мастер не случайно выбрал место прямо на берегу Кубены. При обработке кремневых заготовок отжимной ретушью в разные стороны летит множество мельчайших частичек кремня, которыми можно пораниться, вот и ушел мастер подальше от жилья. До наших дней дошел «рабочий мусор», оставшийся при изготовлении кремневых орудий. Более двух тысяч мелких осколков кремня остались на месте его работы, значит, немало орудий сделали его умелые руки, а в культурном слое эпохи бронзы археологи обнаружили несколько изящных наконечников с удлиненным боевым концом, изготовленных, скорее всего, в этой мастерской.
Таким образом, в эпоху бронзового века главными занятиями жителей нашего края по-прежнему остаются охота и рыболовство, хотя вполне возможно, что в результате контактов с фатьяновцами или другими, пришедшими с юга племенами, местное население познакомилось не только с бронзой, но и с новыми видами хозяйственной деятельности — скотоводством и земледелием.