…И кузнец тот, Ильмаринен,
Тот кователь вековечный,
Из огня железо тащит,
Положил на наковальню,
Бьет его, чтоб стало мягче,
Вещи острые кует он,
Топоры кует и копья,
Вещи разные сковал он…
«Калевала»
Термин «железный век» известен с античной литературы. Греческий поэт Гесиод (VIII в. до н. э.) описывает 4 последовательных века: золотой, серебряный, бронзовый и железный. И хотя первые два существовали только в поэтических образах древних, названия двух последних — бронзовый и железный — уже давно и прочно закрепились в исторической и археологической науке. В настоящее время под исторической эпохой «ранний железный век» понимается период, сменивший бронзовый век и связанный с освоением и использованием железа. Хронологически границы этого периода — конец 2 тысячелетия до н. э. — V века н. э.
К началу 1 тысячелетия до н. э. технология выплавки и изготовления изделий из железа была освоена в Европе (ее заимствовали у хеттов — жителей Передней Азии) и постепенно начала вытеснять металлургию бронзы. Причиной этого является то, что, во-первых, железо обладает более высокими качествами, а, во-вторых, железные руды встречаются гораздо чаще, чем медные или оловянные (в том числе и другие составные части бронзы). На территории Восточной Европы широко использовали железные изделия скифы в Причерноморье, савроматы в Приуралье, ананьинцы в Прикамье. На территории нашего края выплавка железа, изготовление из него орудий труда и других предметов осваиваются в первой половине 1 тысячелетия до н. э.
Железо в природе, в основном, встречается в виде окиси. Этот минерал (бурый железняк) выглядит как плотные тяжелые землистые комья красноватого оттенка. В это время чаще использовались луговые и болотные руды ввиду их большей доступности. Луговая руда залегает в земле слоями, в этом случае ее приходится выкапывать, иногда эти слои выходят в обрывах берегов рек и озер и тогда их можно выбрать сбоку. И в наши дни, путешествуя по рекам Вологодчины на лодке или байдарке, с воды можно увидеть такие линзы красно-коричневой земли в обрывах берега. Но чаще всего руда залегает на дне болот и озер, в таком случае ее добывают с помощью длинных ковшей. Интересно, что герой финского эпоса «Калевала» Ильмаринен разыскивает железную руду по пятнам железной ржавчины в следах медведей и волков.
Единственным способом получения железа из руды был сыродутный. Этот способ назван так, потому что в печь накачивался обычный атмосферный (сырой) воздух. Сегодня в доменные печи подается горячий воздух. Восстановление железа из руды начинается при температуре более 400°С, а при 1000°С получается тестообразное железо. Варка железа происходила в кричной печи (горне) — невысоком, похожем на конус, сооружении из камней на глине или из чистой глины. В стенах были маленькие отверстия для дутья, куда вставлялись глиняные трубки — сопла, соединенные с кожаными мехами. Меха приводились в движение рычагами, ими непрерывно нагнетали воздух при работе печи. Руда заранее дробилась, просушивалась или дополнительно обжигалась — так уменьшалось количество примесей. Печь засыпалась смесью древесного угля (как правило, заготовленного заранее) и руды. При работе печи происходила химическая реакция восстановления — при горении угля выделялся углекислый газ, забиравший у окиси железа кислород, само железо насыщалось углеродом, и получался комок более или менее чистого железа — крица, а примеси превращались в шлаки. Крицу проковывали молотками, удаляя оставшиеся шлаки, уплотняя ее, и придавая кускам определенную форму, после чего металл становился пригодным для ковки изделий. Ковка — придание раскаленной болванке формы ударами молота — была основным способом обработки железа, а литье появляется только в средние века.
Остатки сыродутных горнов неоднократно встречались при раскопках археологических памятников раннего железного века на территории Вологодской области — на поселениях у д. Пугино в Кадуйском районе и Куреваниха-XII в Устюженском районе, городище Никольское-XV в Бабаевском районе (раскопки А. Н. Башенькина), поселения Тудозеpo-V в Вытегорском районе (раскопки А. М. Иванищева). Чаще всего это компактно залегающие в ямах или углублениях куски глиняной обмазки вместе с сильно закопченными камнями и фрагменты глиняных трубок — сопел. Культурный слой в месте таких находок окрашен в ярко-черный углистый цвет, в нем встречаются угольные плашки, куски шлаков и криц.
Поселения этого времени известны на всей территории Вологодской области — около 230 селищ и 15 городищ. Как правило, они располагаются на берегах водоемов. В некоторых местах известны скопления поселений этого времени, расположенных на небольшом отдалении друг от друга. В качестве примера можно привести «куст» поселений на р. Мологе у д. Куреваниха. На протяжении 5 км по высокому и очень живописному правому берегу реки располагаются 3 городища и 6 селищ, напротив, на левом берегу — одно городище и 3 селища. Еще один микрорегион выделяется в среднем течении р. Суды, в районе деревень Никольское — Тырпец. Такие кусты поселений в то время были центрами округи.
Самое раннее из известных поселений раннего железного века — Куреваниха XIII, небольшое по размерам городище, занимавшее оконечность гряды на крутом и высоком — 10м — берегу Мологи. С обрыва, поросшего вековыми соснами, открывается прекрасный вид на заливные луга и серебристую ленту реки, вдали темнеет сосновый бор левого берега. Городище отличается от обычного неукрепленного поселения наличием защитных сооружений — валов и рвов и, как правило, располагается на мысах, естественных возвышениях, вершинах холмов. Остатки укреплений здесь были заметны невооруженным глазом: невысокий, около полуметра, расплывшийся вал и за ним заплывший ров глубиной около 1 м, прорезавший гряду поперек. Вал охватывал площадку городища полукругом, концы его упирались в обрыв. Несомненно, что во время существования городища ров был глубже, а вал выше и состоял не только из земли, а имел еще какие-то укрепления, скорее всего, тын из бревен.
Ha городище Куреваниха-ХШ проводили раскопки А. Н. Башенькин и М. Г. Васенина. На площадке городища были выявлены остатки жилищ – полуземлянок и наземного жилища столбовой конструкции. Размеры их были невелики: полуземлянок — 4,4×4 м, наземного жилища — 4×2,8 м.
Основная масса находок из жилищ — это обломки разбитой глиняной посуды, покрытой оттисками, напоминающими густую сетку. Поверх «сетки» нанесен орнамент в виде комбинаций из ямок, «долек», отпечатков шнура, а также оттисков в форме цветочка или «розетки». Кроме этого найдены несколько бытовых предметов: железные шило и инструмент, похожий на долото; бронзовая булавка, служившая для закалывания ворота одежды; 3 оселка. Оселки — каменные точильные бруски — на памятниках раннего железного века находят повсеместно. Это связано с распространением нового металла, так как железные изделия необходимо было регулярно подтачивать. На грани одного оселка имеется узкая канавка, образовавшаяся, вероятно, от постоянной заточки в этом месте шила. Сами грани бруска «прогнуты», что также говорит о том, что им много пользовались. В культурном слое были обнаружены куски железных шлаков. Это позволяет утверждать, что предметы из железа изготавливались здесь, а не привозились откуда-то. Песчаный грунт не сохранил предметов из других материалов, но несомненно, что жители пользовались изделиями из дерева и кости.
По углю из раскопа был сделан радиоуглеродный анализ — 2860±60 лет назад. Это время не позднее VIII века до нашей эры. Дата существования поселения оказалась очень ранней. Ее подтвердили и находки на городище: сетчатая керамика, единичное количество изделий из железа и бронзы. Можно предположить, что у обитателей городища были и другие изделия из железа, но, как достаточно редкие и дорогие предметы, они ценились высоко, их берегли и не теряли. Показательным является тот факт, что найдены 3 точильных бруска, все со следами заточки, но не найдено ни одного ножа!
По результатам раскопок можно определенно сказать, что население занималось изготовлением глиняной посуды и кузнечным делом, но вряд ли они могли считаться основными занятиями. Изучение топографии археологического памятника — местности, в которой он располагается, — один из способов узнать занятия населения. Лесные массивы, и по сей день окружающие эти места, и крупная река, конечно, свидетельствуют о том, что охота и рыболовство сохраняли свое большое значение в условиях лесной зоны, хотя археологических находок, напрямую свидетельствующих об этом (например, наконечников стрел или гарпунов), не было. Расположение городища рядом с заливной поймой реки Мологи свидетельствовало о разведении скота, которому нужны пастбища. И все другие поселения железного века в этой местности расположены таким образом, чтобы рядом с ними находился пойменный луг; более того, к нему имеется удобный пологий спуск от расположенного выше поселения. Он нужен, прежде всего, для скота. Само сооружение защитных укреплений (валов и рвов) необходимо тогда, когда нужно оберегать накопившиеся у населения богатства: домашний скот и зерно.
Еще одно из ранних поселений эпохи железного века находится при впадении р. Вексы в р. Вологду. При раскопках археологом И. Ф. Никитинским в 1982-83 гг. в культурном слое поселения Векса найдено большое количество обломков глиняной посуды — сетчатой, штрихованной и гладкостенной, фрагменты костей лошади, крупного и мелкого рогатого скота. Изделия из железа немногочисленны — шило, крица, обломок пластины, металлургические шлаки.
К внутренней части днища одного из глиняных сосудов «прилип» шлак. Эту находку можно рассматривать как иллюстрацию к еще одному способу производства железа. Он состоит в том, что помещенные в разных сосудах руда и древесный уголь ставились в яму, где разводился жаркий огонь. Сама яма должна была иметь перекрытие, чтобы не поступал в избытке кислород — тогда бы восстановления железа не произошло.
На поселении Векса в слое железно го века найдены бронзовые предметы — бусина, подвеска и предметы ювелира-бронзолитейщика — обломки глиняных формочек для отливки из бронзы топоpa-кельта, гривны (металлический шейный обруч), браслетов и височных колец Время существования этого поселения определяется VII-VI веками до н. э.
А. Н. Башенькиным раскапывалось городище железного века у д. Бабушкино в Чагодощенском районе. Городище располагается на холме, возвышающемся над окружающей местностью и поросшем огромными соснами. Поблизости находится болото, которое в древности было озером, из него вытекает небольшой Шум-ручей. Местные жители и по сей день называют этот холм «городком». В 1911 году сведения о «городке» высотой 3 сажени, правильной круглой формы, диаметром 10 саженей, около которого находили металлические украшения, вошли в изданный в Новгороде свод «О курганах, городищах и жальниках Новгородской губернии». Сведения о таких памятниках собирались путем опросных листов, которые заполнялись на местах учителями, священниками, должностными лицами. В этот свод попали хорошо выраженные на поверхности памятники археологии и по Устюженскому уезду, тогда входившему в Новгородскую губернию. В XX веке склоны горы были частично срезаны экскаватором для строящегося неподалеку шоссе. Чтобы городище не оказалось потерянным для науки, были предприняты раскопки его уцелевшей части.
Три полевых сезона (1996, 1997 и 2000 годов) дали очень интересный материал. Жилища располагались по периметру площадки городища. Их стены, обращенные к склонам, одновременно служили и оборонительными укреплениями. В разных частях постройки обнаружены развалы очагов из камней. У подножия холма был выкопан ров глубиной 1,2 м. Центральная часть холма оставалась свободной — из сооружений здесь обнаружена только культовая постройка. В небольшом углублении располагалось деревянное сооружение размером 1,2×1,2 м в виде буквы «П», внутри которого находился череп лося с рогами. Несомненно, что это небольшое святилище охотников, поскольку лось со времен мезолита являлся основным объектом охоты и играл важную роль в мифологических представлениях финно-угорских народов.
Культурный слой поселения оказался насыщен находками — лепной сетчатой и гладкостенной керамикой, обломками костей животных, изделиями из железа, бронзы, глины, кости. В слое хорошо сохранялась кость, а это позволяет достоверно охарактеризовать основу хозяйства (домашний скот, охота) и культуру населения. Зоологи определили кости бобра, лося, северного оленя, медведя, куницы, лисицы, зайца. Были найдены птичьи кости, охотничьи манки из них, кости и чешуя рыб. Все это свидетельствует о важной роли охоты и рыболовства. Вместе с тем здесь найдены и кости домашних животных: лошади, свиньи, коровы, овцы и собаки.
Из кости и рога изготавливались разнообразные предметы: наконечники стрел, проколки, манки, кочедыки (инструменты в виде острий для вязания рыболовных сетей), рукоятки, украшения (бусы, привески-амулеты, обоймы и пряжки для ремня), бытовые изделия (миниатюрные сосуды, лопаточки). Многие украшены резьбой. Разнообразны железные предметы: швейные иглы, шилья, наконечники стрел, рыболовный крюк (длиной 16 см!), серп, ножи. Наконечники стрел имеют наиболее «простую» листовидную форму. Ножи — серповидные (клинок имеет изогнутый обушок) и с горбатой спинкой (обушок не прямой, а имеет «горб») считаются самыми ранними из железных ножей. Такие формы появляются в середине 1 тысячелетия до н. э. Один из ножей с горбатой спинкой сохранился полностью: клинок почти не тронут коррозией, рукоятка с уступом для ладони, выполненная из рога, также в удивительно хорошем состоянии. Железный серп — первый и пока единственный серп раннего железного века на территории Вологодской области. Он, а также найденные здесь небольшие камни-терочники, служившие для растирания зерна, свидетельствуют о наличии земледелия.
Находки из камня представлены несколькими оселками. Бронзовых изделий немного — бляшка, нашивавшаяся на одежду как украшение, заколка из тонкой проволоки. Из глиняных предметов интересны миниатюрный ковшичек (детская игрушка?) и грузики дьякова типа. Грузики — глиняные предметы со сквозным каналом — напоминают по форме катушку и всегда имеют насечки в ее широкой части. Вторую часть названия — дьякова типа — они получили по месту первой находки — городищу у с. Дьяково на Москве-реке. Первая высказанная версия о назначении этих загадочных глиняных предметов — грузы для нитей вертикального ткацкого станка — прочно закрепилась в их названии. По другим версиям, они могли служить пряслицами, пуговицами для верхней одежды и культовыми предметами — вместилищами душ предков. Некоторые исследователи придерживаются точки зрения, что глиняные катушки использовались в качестве светильников. Катушки с продернутым фитильком опускались в небольшие сосуды с конопляным, льняным маслом или животным жиром, фитилек поджигался и неяркий огонек освещал помещение. Опыты с моделями таких светильников показали, что они действуют вполне удовлетворительно.
Таким образом, материалы городища могут достаточно полно характеризовать образ жизни и занятия населения этой эпохи. Жители городища вели комплексное хозяйство: выращивали домашний скот, возделывали землю, охотились на лесных зверей, занимались рыболовством, кузнечным делом и домашними ремеслами.
Прибрежные луга озера и Шум-ручья служили хорошей кормовой базой для разведения домашних животных. Скот — главное богатство населения. Для его укрытия использовалась внутренняя незастроенная часть городища. Видовой состав диких животных довольно разнообразен. Большое количество костей бобра может указывать на то, что он был основным объектом пушной охоты. Рыбная ловля служила дополнительным источником пищи. Земледелие, по-видимому, играло вспомогательную роль. Население городища хорошо владело техникой обработки кости, камня, железа. Кость и, вероятно, дерево были наиболее распространенными материалами для изготовления орудий труда и утвари. Немалую роль в этом сыграло распространение железа.
Огромное количество найденной богато орнаментированной глиняной посуды позволяет утверждать, что ее изготовление занимало большое место в хозяйстве обитателей городища. Несомненно, что они занимались также прядением, ткачеством, вязанием сетей (вспомним кочедыки!), шитьем одежды (костяные проколки и железные иглы), плетением корзин из лыка, бересты и лозы.
В этой многообразной и требующей разного уровня знаний экономике было задействовано все мужское и женское население поселка от детей до стариков. Время существования жизни на городище определяется по археологическим находкам от начала 1 тысячелетия до н. э. до первых веков н. э. В этническом отношении это были финно-угры — население, с глубокой древности проживавшее на территории лесной зоны Восточной Европы от побережья Балтийского моря до Уральских гор и Сибири.
Для археологов, раскапывающих городища и селища железного века в бассейне Волги и Оки, загадкой остается вопрос, где и как хоронили своих умерших родственников их обитатели. Все исследователи сходились на том, что остатки кремации (трупосожжения) — именно этот обряд погребения существовал в 1 тысячелетии до н. э. — переносились в места, отдаленные от жилья (например, в священные рощи) или вообще «развеивались». Лишь дважды (в Ярославской и Московской областях) удалось археологам найти погребальные сооружения — остатки небольших домиков с сожженными костями, вещами и керамикой. Такие сооружения имитировали жилище и ставились специально для умерших. В науке они получили название «домиков мертвых».
Это удивительно, но в Бабаевском, Кадуйском, Устюженском и Чагодощенском районах Вологодской области найдены и «домики мертвых», и грунтовые захоронения финно-угорского населения. Погребения в «домиках мертвых» совершаются с конца 1 тысячелетия до н. э. и в 1 тысячелетии н. э.
На реке Песь в Чагодощенском районе А. Н. Башенькиным исследован могильник Любахин-V с грунтовыми захоронениями. Место, выбранное для него, очень живописно — высокий обрывистый берег, с которого открывается красивый вид на реку и прибрежные луга. Могильник располагался в нескольких десятках метров от поселения. Умерших родичей сжигали, собирали прах с погребального костра и переносили его на территорию могильника. Скорее всего, кости, помещенные в лубяные коробки или берестяные туески, оставлялись прямо на поверхности или в ямках. Эти емкости не сохранились и кости оказались в земле. При раскопках выявлено, что россыпи пережженных костей залегали сразу под дерном, вместе с фрагментами сетчатых сосудов. Сосуды предназначались для пищи, приготовленной покойникам в царство мертвых. Две бронзовые бусинки, серповидный железный нож — вот все предметы, найденные среди костей.
Наиболее интересно одно погребение: в ямку был установлен небольшой сетчатый сосуд, внутри которого находились кальцинированные кости женщины и ребенка. Сверху его накрыли перевернутым вверх дном другим сетчатым сосудом. Наши предки использовали глиняные сосуды в качестве погребальных урн уже в конце 1 тысячелетия до н. э.!
Десять «домиков мертвых» на территории Вологодской области уже раскопаны. Место для них выбиралось за окраинами поселений, чаще на высоком берегу реки, реже — в лесу. Здесь ставили наземные срубы, размерами около 5×4 м, в которые приносили в туесках и керамических сосудах прах и вещи умерших сородичей, поминальную пищу. Когда такой домик приходил в ветхость или заполнялся, рядом ставили новый.
К нашему времени от «домиков» остаются в земле черные углистые пятна, соответствующие его размерам. Внутри них плотно залегают пережженные кости людей и, что особенно интересно, животных; фрагменты керамики; предметы из камня, железа, кости, бронзы и стекла, часто оплавленные, что указывает на то, что они побывали в огне. Определить какое количество погребенных могло быть в одном «домике» не удалось, но среди найденных вещей можно выделить женские и мужские.
В женском костюме было много украшений из бронзы — бусы, привески, пришивные круглые бляхи, спиральки, миниатюрные пряжки, гривны, булавки в виде иглы со спиральным завитком. Впервые появляются стеклянные бусы — импорт из далекого Средиземноморья. Яркой особенностью костюма были зооморфные украшения — бронзовые предметы, стилизованно изображающие животных и птиц. Фигурки медведей, двухголовых коньков и уточек снабжены отверстиями для ремешка и, по-видимому, использовались в качестве амулетов-оберегов. Фигурки птиц с раскрытыми крыльями, кроме этого, могли иметь и другое назначение: как вместилище для души умершего человека (такие представления зафиксированы этнографами).
К мужским вещам относятся, прежде всего, предметы вооружения — наконечники стрел из кости и железа (железные новой формы — с двумя шипами), ножи и кинжалы, топоры-кельты (втулка в нем располагалась перпендикулярно лезвию), наконечники копий. Много украшений для поясного ремня — железные и бронзовые пряжки, различные заклепки, обоймочки, привески. Вероятно, пояс не только играл особую роль в костюме, но и отражал высокий социальный статус мужчины. Обилие предметов вооружения указывает на возросшее значение военного дела. Среди вещей есть костяные пуговицы, каменные оселки, железные фитильные трубки, шилья, инструменты для обработки дерева — скобели и ложкари, грузики дьякова типа.
Таким образом, раскопки могильников позволяют расширить наши представления о материальной и духовной культуре населения. Например, по материалам поселений не прослеживается использование коня в хозяйстве, но в одном из грунтовых могильников найдены удила и пряжки от конской упряжи. Это свидетельство того, что конь использовался для верховой езды. Бронзовые двухголовые подвески-коньки указывают на особое почитание коня. Это самые древние изображения коней на севере России. Украшения и оружие из могильников имеют прототипы в археологических памятниках на Волге, в Прикамье, в южно-русских степях. Вещей «западного» происхождения немного. По-видимому, в это время связи с восточными территориями были более тесными.
А. Н. Башенькин предполагает, что на рубеже эр был «выплеск» населения с юго-востока, с Волги, который докатился до наших земель. Вместе с появлением этого нового степного населения возникает еще одна погребальная традиция — возведение курганов — насыпей округлой, подпрямоугольной или продолговатой формы над захоронениями.
Самые ранние курганы известны в Чагодощенском и Грязовецком районах Вологодской области, они были сооружены на рубеже эр — в первые века н. э.
Курганы Чагода-I на р. Песи и Усть-Белая-I на р. Кобоже — невысокие сферические насыпи диаметром 10—14 м, высотой от 0,2 до 0,8 м были сооружены рядом с более ранними «домиками мертвых». В погребениях под курганом — сожженные кости с вещами и керамикой. Для захоронений характерно большое количество оружия (топоры, копья, наконечники стрел, ножи), украшений и поясной гарнитуры.
Одиночный курган на реке Комеле у д. Криводино имел более крупные размеры — высоту 1,8 м, диаметр 15 м; к сожалению, еще до раскопок были видны старые грабительские ямы. Они почти полностью разрушили три погребения по обряду трупоположения в глубоких могильных ямах. От них сохранились железные нож и навершие рукояти меча, два лепных сосуда (один стоял перевернутый вверх дном), глиняная миска и два тигля длиной по 17 см — глиняных ковшичка с ручкой, служивших для расплавки металла. Можно предположить, что в кургане одним из погребенных был мужчина-воин с мечом (само лезвие, как достаточно ценный предмет, еще в древности было унесено грабителями).
В IV—V вв. н. э. наряду с небольшими курганами население начинает возводить и более крупные насыпи — до 30 м в диаметре, высотой 5-6 м. Такие монументальные сооружения есть у д. Куреванихи на р. Мологе и на р. Усть-Белой. Местное население и по сей день называет их сопками. Чтобы возвести такую насыпь, нужны значительные трудовые затраты, которые без ущерба можно было отвлечь от производственной сферы. Они насыпались в теплое время года, пока не промерзла земля. Возможно, что останки умерших зимой родичей перезахоранивались в насыпь после ее сооружения. По-видимому, здесь не только хоронили и поминали умерших, большие насыпи были и сакральными — священными — центрами.
Большой интерес представляет могильник и поселение у д. Пугино на р. Суде в Кадуйском районе. Поселение, возникнув в первые века нашей эры, просуществовало тысячу лет — до XI века. Первые поселенцы построили отдельные жилища — полуземлянки, представлявшие собой бревенчатые срубы достаточно больших размеров 6,2×5,2 м. Их нижние венцы устанавливались в землю примерно на глубину 0,6 м. Двускатная крыша поддерживалась мощным столбом, установленным по центру полуземлянки. В одном из углов размещался очаг из камней, в противоположном углу был вход. С наружной стороны стены около входа были небольшие сени. При раскопках жилищ найдены керамика и бытовые предметы: ножи с горбатой спинкой, оселки, скоба от двери, обломки льячек, каменное пряслице, грузики дьякова типа, а также женские бронзовые украшения и двушипные стрелы.
Конструкция двух исследованных в Пугино «домиков мертвых» отличалась от жилых построек: стены были из столбов, вкопанных в землю и установленных вертикально. Один из «домиков» имел внушительные размеры — длину 12,6 м, ширину 4,8 м. Внутри те же находки, что и в описанных выше. В Пугино раскопано место, где производилась кремация умерших. Это была яма 2,2×1,6 м и глубиной 0,6 м. Ее пространство наполнялось дровами и хворостом для погребального костра; эта кладка, вероятно, возвышалась над ямой. От сожжений стенки и дно сохранили следы сильного прокала, внутри нее остались уголь, зола, оплавленные вещи, кальцинированные кости.
Итак, в западных районах Вологодской области существовала яркая самобытная финно-угорская культура. Ее характеризуют: насыщенность изделиями из железа и бронзы, вещами, привезенными из дальних стран; комплексное хозяйство, обеспечивающее пищевыми ресурсами и позволяющее направлять трудовые ресурсы в непроизводственную «духовную» сферу.
Какой же финно-угорский народ оставил все эти поселения и могильники? Первым письменным источником, в котором упоминается население севера Восточной Европы, ученые считают труд готского историка Иордана, датируемый 551 годом н. э. В его перечне племен есть народ vas (vasinabronkas) — весь — обитающий между чудью и мерей. По мнению исследователей, эти сведения Иордан взял из более раннего источника IV века, описывающего путь от Балтики к Каспийскому морю через Верхнюю Волгу. Позднее древнерусский летописец назовет весь в числе северных племен, плативших дань Руси. На основании этих источников можно предполагать, что весь обитала здесь и в более раннее время. Принадлежавшими веси можно назвать упоминавшиеся выше городища, поселения и могильники западных районов Вологодской области. В восточных районах Вологодской области археологические памятники раннего железного века выявлены, но лишь на некоторых проведены раскопки (чаще это памятники, содержащие напластования нескольких эпох). Такого обилия вещей, как на памятниках западной части, здесь нет, но интересны некоторые находки.
На поселении Боровиково в Харовском районе найдено бронзовое навершие рукояти меча или кинжала; на стоянке Березовая Слободка в Нюксенском — форма для отливки бронзового кельта. Эти изделия датируются серединой 1 тысячелетия до н. э. Население восточной части области в письменных источниках до времени Древней Руси не упоминается.