Задача занятия
Привести ребят к осознанию археологии как науки, ставящей своей целью не просто раскопать памятник и достать из земли находки, а изучить их, получить в итоге информацию о том, как жили люди в древности.

Основные понятия
Археология, культурный слой, «громовые топоры», «громовые стрелы», антиквар, антиквариат.

Проведение занятия
Обычно дети в общих чертах сами могут ответить на поставленный вопрос. Их ответы включают, как правило, варианты: «Археологи — те, кто копает землю», «Археологи ищут в земле разные древние вещи».

Рассказ учителя
Археология — наука довольно молодая. Но интерес к древним вещам был у людей всегда. Еще в древней Греции философ Фукидид писал: «На берегу реки нашли мы огромный череп, такой большой, что влили в него два ведра вина, и в нем еще оставалось место». Чей же череп нашли? В средние века крестьяне на пашнях находили каменные предметы, чья форма резко отличалась от обычных камней: это были кремневые наконечники стрел и сланцевые шлифованные топоры. Чаще всего их находили после дождей. Почему? Дети отвечают, что вода смывала слой земли, и предметы было легче обнаружить. Но крестьяне не знали этого, а появление вещей объясняли тем, что они образуются в месте удара молнии в землю или тем, что они выпадают на землю вместе с дождем. Так наконечникам и топорам было приписано «небесное происхождение». Вещи эти считались магическими, уберегающими от болезней и сглаза, их вставляли в специальные оковки и носили как обереги. Их называли «громовые топоры» и «громовые стрелы».

Своеобразное представление существовало о глиняных сосудах, которые также порой обнаруживали на пашне. Считалось, что они вызревают в земле, подобно репе, или их изготавливают маленькие гномики — подземные жители. Учитель обсуждает с детьми, каковы же истинные причины обнаружения древних вещей? При ответе, что распахивались места древних поселений, можно перейти к вопросу о том, как вещи оказываются в толще земли, т. е. к понятию культурного слоя: слоя земли, содержащего остатки жизнедеятельности человека (для маленьких учеников — содержащего находки).

Интерес к античному наследию резко возрос в эпоху Возрождения.

Далее учитель раскрывает понятия антиквар и антиквариат. Перед детьми ставится вопрос: «В чем отличие археологии от коллекционирования?» Можно здесь же остановиться на научном понятии археологии, как науки, изучающей прошлое людей по вещественным источникам.

Начало научных, методически организованных раскопок связано с работами Джузеппе Фиорелли в Помпеях. Урок украсит вдохновенный, эмоциональный рассказ о гибели городов, расположенных у подножия вулкана Везувий и о начале раскопок в Помпеях и Геркулануме в конце XVIII века. Возможен просмотр видеофильма «В тени Везувия», который одновременно познакомит детей с возможностями антропологического исследования.

Закрепление материала
Рекомендуется еще раз вернуться к основным понятиям занятия. Можно использовать рабочий лист, где ребята, опираясь на сделанные в ходе урока записи, ответят на задания.

Рабочий лист

Что такое археология?

  1. Дай определения:
Археология —

 

Культурный слой

 

2. Перед тобой два рисунка. На первом изображено древнее поселение, на втором — то, что археологи обнаружили при его раскопках. Перечисли, что удастся восстановить ученым и что останется для них загадкой?

ТАЙНЫ ЗЕМЛИ ВОЛОГОДСКОЙ 13