
В раскопе на площади Революции в Вологде, в обнаруженной постройке XVIII века, были найдены осколки фарфоровой чаши с китайскими иероглифами. Сотрудники НПЦ «Артефакт», которые вели раскопки, обратились к Наталье Кильдюшовой, руководителю Общества любителей китайской культуры г. Вологда Наталья дала ответ относительно находки:
«При атрибуции фарфора специалисты всегда смотрят марку на донце. На данном фрагменте чаши видно марку, на ней традиционными иероглифами написано «大清雍正年制», что переводится как «Великая Цин, правление Юнчжэн». Великая Цин — это название последней империи Китая (1644-1912 гг.), Юнчжэн — император, правивший в 1723–1735 годах. Клеймо, согласно китайской традиции чтения старинных текстов, следует читать сверху вниз справа налево. Традиционные иероглифы – это иероглифы в полном варианте своего написания. В рамках борьбы с неграмотностью с середины ХХ века началась реформа по упрощению иероглифов (чтобы людей было легче обучить письменности), поэтому современные китайские иероглифы выглядят немного иначе, отсюда разница в начертании иероглифов на дне чаши и в моём тексте.
К сожалению, данное клеймо не помогает датировать предмет из-за особенностей истории китайского фарфора. В 1667 ¹ году цинский император Канси издал указ, согласно которому частным лицам запрещалось использовать имя правящего императора для маркировки фарфора. Этот указ защищал авторитет изделий императорских мастерских, который страдал от низкокачественных подделок с аналогичными марками. Однако этот указ породил интересное явление. Чтобы успешно продавать свои изделия, мастера стали ставить клеймо не ныне правящего императора, а его предшественников.
Со временем закон перестал действовать, но мастера по-прежнему продолжали маркировать фарфор именем ранее правящих императоров (в XIX веке, особенно при Даогуане в 1820-1850 годах и позже). Это связано с тем, что у европейских коллекционеров изделия эпохи Юнчжэна ценились гораздо выше, чем современные. Таким образом, ложные марки на фарфоре XIX века являются коммерческой имитацией и не могут свидетельствовать о реальном времени создания фарфора.
Для датировки китайского фарфора специалисты детально изучают внешний вид изделия. Для фарфоровых изделий эпохи Юнчжэна характерны тонкие стенки в 1-2 мм («яичная скорлупа»), глазурь имеет глубокий блеск, она может быть неровной, словно апельсиновая корка. Среди сюжетов преобладают утончённые ботанические зарисовки, характерна воздушность композиции. Для подделки XIX века характерны более грубые стенки толщиной в 3-5 мм, глазурь мутная, могут быть пузырьки. В сюжетах прослеживается пышность, изображения заполняют всё пространство изделия (так называемая «боязнь пустоты»), обилие золота.
Таким образом, найденный фрагмент чаши – это более поздняя подделка фарфора XVIII века. Однако он не перестал от этого быть интересной находкой, поскольку является историческим свидетельством тенденций развития китайского фарфора, отголоски которых дошли даже до Вологды.
¹ — На одном из русскоязычных антикварных сайтов у данного закона указан другой год, 1677, но это неверно. Я перепроверяла по китайским сайтам, например, тут: https://mp.weixin.qq.com/s?__biz=MjM5NzYyMDkyMA==&mid=2649103080&idx=1&sn=4d1e53d3e9efc3d69a660b007c92d50c&chksm=bec5873f89b20e29b02f486f20474defbccd1d85a59efdd3b2d909f428e75c875428070f7c59&scene=27 «.
На фото: найденный артефакт и место его обнаружения.
comments powered by HyperComments