Жюри Международной общественной премии имени Алексея Комеча «За общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России» подвело итоги конкурса 2023 года.
Торжественная церемония вручения Премии пройдет 20 апреля 2023 года в Государственном институте искусствознания – в шестнадцатый раз.
Представляем лауреатов и дипломантов.
Девизом премии, учрежденной в 2008 году в память о выдающемся исследователе древнерусской и византийской архитектуры и страстном защитнике памятников архитектурного наследия Алексее Ильиче Комече, являются слова Овидия «Счастлив, кто смело берет под свою защиту то, что любит». Лауреатами становятся выдающиеся ученые, реставраторы, активисты охраны памятников и общественные организации Москвы, Петербурга, провинциальных городов России, благодаря самоотверженным усилиям которых были сохранены сокровища российской культуры.
В этом году премии присуждены:
Ларисе Сергеевне Андриановой — археологу, педагогу, просветителю и популяризатору археологического наследия города Вологды и Вологодской области за многолетний личный вклад в дело изучения и охраны памятников.
Геннадию Васильевичу Короленко — музейному работнику, энтузиасту садоводу, экологу, защитнику культурного и исторического наследия за спасение и сохранение первого на Среднем Урале селекционного плодового сада, основанного садоводом-экспериментатором Д.И. Казанцевым, и многолетнее участие в градозащитных инициативах.
Почетные дипломы Премии присуждены:
Ольге Викентьевне Ткаченко — историку, краеведу, исследователю творчества архитектора Н.А. Львова — за многолетнюю систематическую работу по сохранению и изучению выдающегося памятника архитектуры русского классицизма – Знаменской церкви в Теплом Клинского района Московской области.
АНО «Заповедные кварталы», Нижний Новгород — за реализацию новаторского подхода к социально-экономическому и культурному наполнению исторических территорий как средству их спасения, сохранения и развития в условиях современного мегаполиса.
Учредители премии: Государственный институт искусствознания, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, издательство «Северный паломник», Московский архитектурный институт и Институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Институт стан Азии и Африки МГУ, а также семья Алексея Ильича Комеча. Партнеры премии: движение «Архнадзор», информационно-аналитические порталы «ARHI.RU», «Зодчий», и «Хранители Наследия». Полная информация на сайте Премии www.komechaward.ru. Учредители, члены жюри и лауреаты Премии принимают активное участие в деле охраны национального наследия, выступая экспертами и зачинателями разнообразных охранных инициатив.
Церемонии вручения премии ежегодно предшествует круглый стол по актуальным темам сохранения культурного наследия России. В этом году круглый стол пройдет 20 апреля с 14:00 до 16:30 в зале Государственного института искусствознания. В этом году круглый стол Премии Алексея Комеча будет посвящен проблемам защиты археологических памятников культуры. Подробная информация о Круглом столе будет доступна на сайте www.komechaward.ru.
Персоналии:
Алексей Ильич Комеч (1936-2007) – всемирно известный российский ученый-искусствовед, крупнейший специалист по древнерусскому и византийскому искусству, был директором Государственного института искусствознания в 1994–2007, членом коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, первым заместителем председателя Научно-методического совета по охране и реставрации объектов культурного наследия при Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ, членом Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), заместителем председателя Общественного градостроительного совета при Московском комитете по архитектуре, председателем жюри Фонда возрождения русской усадьбы.
Всю свою жизнь Алексей Комеч посвятил изучению, защите и пропаганде культурного наследия России, которое входит в сокровищницу мировой культуры. Благодаря активной патриотической деятельности и твердой гражданской позиции имя Алексея Комеча стало широко известным и авторитетным в нашей стране и во всем мире. Созданная им научная школа объединила искусствоведов, реставраторов, работников охраны культуры, архитекторов, художников и всех тех, кто озабочен современным катастрофическим состоянием, сохранением и реставрацией сокровищ культурного наследия России.
В 2002 году Алексей Комеч выдвинул проект создания новой всеобъемлющей Истории русского искусства в 22 томах, который был одобрен президентом РФ В.В. Путиным во время поездки в Саров в 2003 г. и в настоящее время составляет одну из стратегических целей работы научного коллектива Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ. В настоящее время изданы 6 томов.
После ухода Алексея Комеча особенно остро стала ощущаться необходимость в поддержке и координации общественного интереса к проблеме сохранности памятников культуры. Именно поэтому в январе 2008 года была учреждена международная ежегодная общественная Премия имени Алексея Комеча, присуждаемая за общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России
Лариса Сергеевна Андрианова – один из ведущих археологов Вологодской области. Под ее руководством изучены десятки древних поселений, выявлена дорегулярная застройка Вологды времен правления Ивана Грозного, исследованы устройство мостовых и жилищ, обыденная жизнь вологжан XVI–XVIII веков.
Во многом благодаря активной гражданской позиции Ларисы Сергеевны и ее многолетним организационным усилиям второй исторический центр Вологды в границах крепости Ивана Грозного получил статус памятника археологии, что способствовало сохранению его культурного слоя и позволило проводить на этой территории полноценные археологические исследования. Результаты этих исследований представляются как в рамках научных конференций и публикаций, так и через выставки и средства массовой информации.
Более тридцати лет Лариса Сергеевна выступает также как педагог и организатор просветительской деятельности среди детей и подростков. Имея многолетний опыт работы методистом Центра детского и юношеского туризма и экскурсий, а в настоящее время – Регионального центра дополнительного образования детей, она сумела заинтересовать научно-исследовательской деятельностью большое количество подростков. Она выступила одним из инициаторов и организаторов областной научно-практической конференции школьников «Мир через культуру», впервые проведенной в 1993 году, которая позже преобразовалась в олимпиаду по научному краеведению и сейчас имеет статус межрегиональной.
Лариса Сергеевна Андрианова также является организатором Областной заочной школы «Тайны земли Вологодской», которая знакомит школьников с археологическим наследием области и вовлекает их в волонтерскую деятельность в сфере сохранения памятников археологии. Совместно с коллегами ею разработаны методические рекомендации к занятиям по археологии для педагогов образовательных школ и учреждений дополнительного образования, издана книга «В глубину веков: очерки вологодской археологии», в которую включены научно-популярные очерки по археологии Вологодского края и разработки учебных занятий для педагогов и участников школьных историко-краеведческих и археологических объединений.
Многолетняя плодотворная деятельность Ларисы Сергеевны Андриановой является образцом общественной и гражданской позиции ученого, вдохновляет земляков и служит замечательным примером тесной связи между изучением, сохранением и популяризацией культурного наследия региона и воспитанием подрастающего поколения.
Геннадий Васильевич Короленко с 2010 года является заведующим Музеем истории плодового садоводства Среднего Урала, работающего в уникальном объекте культурного наследия – мемориальной усадьбе садовода и писателя Д.И. Казанцева, который начиная с 1914 года занимался выведением первых на Урале морозоустойчивых сортов плодовых деревьев.
Расположение усадьбы в центральной части Екатеринбурга сделало ее территорию притягательной для инвесторов, ведущих высотную застройку города. В середине 2000-х годов со сносом ряда исторических зданий был запущен процесс планомерного уничтожения исторической среды квартала старинных екатеринбургских улиц Коробковской (ныне Октябрьской революции) – Ломаевской (ныне Февральской революции) – места, где расположена усадьба Д.И. Казанцева. Агрессивное наступление на территорию квартала улицы Коробковской усилилось в 2007 году, после утверждения проекта застройки «Екатеринбург-сити», по концепции которого здесь не планировалось сохранять ни одного из шести объектов культурного наследия, не говоря об объектах ценной исторической среды. В этот период возникла угроза самому существованию усадьбы и расположенного в ней музея. Неизвестными была предпринята попытка уничтожить сад с помощью ядохимикатов. Благодаря многолетней борьбе градозащитников Екатеринбурга и усилиям Г.В. Короленко было привлечено общественное внимание к проблеме существования на территории квартала объектов культурного наследия, и необходимость сохранения этих памятников была признана официально. Вместе с тем, постепенное уничтожение исторических зданий, расположенных в квартале улицы Коробковской в непосредственной близости от усадьбы Д.И. Казанцева, не имевших охранного статуса объектов культурного наследия, привело к тому, что уникальный сад-музей оказался в постоянно уплотняющемся кольце крупномасштабной новой застройки.
Возрождение фактически закрытого музея началось в 2010 году, когда под руководством Г.В. Короленко он принял участие в параллельной программе Уральской индустриальной биеннале. Для жителей города была открыта история не только уникального сада, но и всего исторического района. Весной 2014 года в музей была возвращена экспозиция, состоялось официальное открытие для посетителей. Усадьба Казанцева стала одним из самых живых и уютных музеев города, а в саду продолжились работы по селекции и экспериментальному садоводству. Уже два года в саду плодоносит морозоустойчивый абрикос, в доме снимается урожай с лимона и фигового дерева и традиционно в саду появляются новые экспериментальные сорта яблонь.
В условиях постоянно существующей угрозы нанесения вреда и уничтожения музея здесь проводятся художественные выставки, концерты, творческие встречи. Общественную поддержку и содействие в реализации инициатив и культурных программ музея оказывает Клуб друзей Музея плодового садоводства Среднего Урала, созданный при поддержке Геннадия Васильевича. Каждое лето в усадьбе организуется лагерь для детей с занятиями по выращиванию растений. Не прекращается работа с фондами и архивами, организовано переиздание книги Д.И. Казанцева «Яблочный пир», выпущенной в 1935 году.
Борьба за сохранение Усадьбы Д.И. Казанцева и активная работа музея, возглавляемого Геннадием Васильевичем Короленко, стали одним из значимых символов общественной деятельности по защите культурного наследия Екатеринбурга.
Ольга Викентьевна Ткаченко много лет исследует историю населенных пунктов, усадеб и храмов, стоявших на реке Нудоль и ее притоках в городском округе Клин. Особое место в краеведческой работе Ольги Викентьевны занимают село Поджигородово и исчезнувшее село Теплое.
Каменная церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение» была выстроена в 1797 году на средства Н.А. Соймонова в его родовой усадьбе. Характер композиции и яркие черты палладианства сближают памятник с произведениями Николая Александровича Львова. Последние исследования О.В. Ткаченко позволили более уверенно говорить об авторстве великого зодчего, а также открыть ранее неизвестные страницы истории этого места.
Село и усадьба в Теплом уже давно исчезли, а сам храм (объект культурного наследия федерального значения, находящийся в федеральной собственности) пришел в остро аварийное состояние. Последние десятилетия специалисты и общественность наблюдали за его постепенным разрушением, в храме падали своды, рушились колонны тосканских портиков, осыпались остатки изящных интерьеров, в конце концов упал и венчающий колокольню крест – как тревожный знак гибели нашего наследия. Отдельные письма обеспокоенных граждан, многочисленные публикации и выступления в СМИ, проекты и даже внимание международных экспертов к Знаменскому храму в 2000-е годы не изменили ситуацию.
Для спасения памятника требовались неординарные, в первую очередь организационные, усилия, которые и взяла на себя Ольга Ткаченко. За прошедшие годы благодаря последовательной и неутомимой деятельности Ольги Викентьевны к решению проблемы сохранения храма были привлечены все структуры, от которых зависела его судьба: от местных властей и священнослужителей до федеральных ведомств и патриархии; совместно с ВООПИК, специалистами и общественными деятелями были проведены многочисленные переговоры, подготовлены письма и оформлены необходимые документы. Все это позволило включить храм в федеральную программу консервации объектов культурного наследия, а также организовать и продолжить эти работы в 2022–23 годах с участием благотворителей. В настоящее время завершается комплекс противоаварийных работ и обсуждается вопрос его дальнейшей реставрации. Можно уже с уверенностью говорить, что уникальный объект культурного наследия спасен от гибели – и в этом главная заслуга нашего дипломанта.
В 2022 году в издательстве «Кучково поле» вышла книга О.В. Ткаченко «Теплое. История Знаменской церкви и владельцев усадьбы», что стало значимым событием не только для краеведов, но и для специалистов и всех ценителей наследия Н.А. Львова. На основе ранее не публиковавшихся архивных материалов, воспоминаний о семье Соймоновых, личной и деловой переписки большого круга лиц автор фактически создает уникальную летопись Теплого, его владельцев и жителей на протяжении нескольких столетий.
АНО «Заповедные кварталы». Точкой старта деятельности команды «Заповедные кварталы» стал фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер Фест Нижний Новгород» в одном из хорошо сохранившихся кварталов исторической деревянной застройки центра города – квартале церкви Трех Святителей.
Масштабируя свою работу, группа единомышленников поставила для себя задачу не просто отремонтировать несколько деревянных домов, но запустить процесс ревитализации городской среды на основе экономики наследия той части Нижнего Новгорода, где находится 28 объектов культурного наследия – образцов нижегородского деревянного зодчества. К 2019 году сформировался городской актив из представителей общественности, бизнеса и власти, способный к сложному командному взаимодействию по восстановлению исторической среды, было зарегистрировано АНО «Заповедные кварталы».
К 2023 году, решая проблемы включения исторической застройки в современный социально-экономический и культурный контекст города, «Заповедные кварталы» превратили квартал церкви Трех Святителей в одно из интереснейших, туристических и инвестиционно привлекательных мест центра Нижнего Новгорода, где реставрируются исторические здания, проходят фестивали, основанные на исторических сюжетах, продолжается волонтерское движение. В сеть «заповедных кварталов» были включены еще два района концентрации исторической застройки – «Студеный квартал» и «Квартал нижегородской Синагоги».
Особо следует отметить инновационные подходы команды «Заповедных кварталов» к комплексному развитию исторических территорий как культурно-туристических кластеров и превращения их в объекты инвестирования. Команда продолжает работать над концепциями ревитализации районов, разрабатывает модели приспособления исторических домов, ведет работу с градостроительной и проектной документацией, занимается благоустройством исторической среды, исследует и переупаковывает в туристический продукт локальные символы места, аккумулирует волонтерское движение, сопровождает процессы ремонтно-реставрационных работ пяти зданий.
Вследствие постоянного туристического потока на территории «заповедных кварталов», благодаря их узнаваемости и брендированию, а также предложениям нового функционального использования расселенных объектов культурного наследия, значительно упростилось привлечение частных инвестиций в расположенные здесь объекты культурного наследия. «Заповедные кварталы» продолжают формировать такие экономические и управленческие модели, при которых исторические кварталы смогут сами себя содержать и развиваться как современные общественные пространства, наполняться творческой жизнью и экономикой при сохранении историко-культурного своеобразия места.
comments powered by HyperComments