27 января в отделе природы Вологодского государственного музея-заповедника, как мы сообщали ранее, состоялась публичная лекция «Дендрохронологические методы при исследовании ладьи XVII века». О редкой находке рассказали Юрий и Дарина Жаворонковы.
Находка судна осенью 2018 года на побережье Онежского озера стала сенсацией. Судно, пролежавшее на дне Онежского озера 300 лет, было выброшено на берег. Части судна были доставлены в Вытегорский краеведческий музей. Специалисты разного профиля исследуют находку, проводятся работы по консервации и сохранению судна.
Что удалось узнать за это время? Как дендрохронологические методы исследований позволяют атрибутировать постройки и предметы, сделанные из дерева — об этом шла речь на лекции.
21 августа 2018 года после сильного шторма, на песчаную косу, в 6 километрах от Вытегры, воды Онежского озера выбросили остов судна.
Обломки древней ладьи были разбросаны по берегу озера на расстоянии 3-х километров.
Обнаружил судно житель Вытегры — Валерий Пирогов.
Вытегорская ладья признана уникальным артефактом, не имеющим аналогов. Судно, пролежавшее на дне Онежского озера более 300 лет прекрасно сохранилось. До нас дошел остов ладьи. До этого находились только фрагменты судов этого времени. Сейчас ладья хранится в специальном ангаре, где подробно исследуется.
Учёные уже пришли к определенным выводам:
— перед нами плоскодонное, не килевое судно, используемое для хождения по рекам, характерное для водно — волоковых торговых путей северо — запада России;
— длина судна — 21-22 м, ширина — 5,5 м;
— древесина остова судна датируется методами дендрохронологического анализа серединой XVII века. Период строительства судна — 1646 — 1650 г.г.;
— деревянные элементы судна соединены «вицей», что указывает на «староманерный» тип кораблестроения. Это характерно для доПетровской эпохи. Петр I запретил строить такие лодки, начал внедрять европейские технологии, с использованием металлических закрепов. И со временем все подобные суда были утрачены;
— породный состав образцов древесины — это ель и сосна. Для строительства таких лодок использовалось до 80 деревьев, высотой не менее 25 метров;
— это парусно — гребная лодка, на остове найдены зарубки, затески, т.е., строилась ладья по определенному плану, чертежу. Маленькие скобки изготовлены из кричного, болотного железа:
— судно пережило 9 -10 навигаций и погибло в 1657- 1660 году.
Информация о лекции и фото со страницы.
comments powered by HyperComments