Продолжи цепочку слов

Игра похожа на всем известную игру в «Города», в которой необходимо продолжить цепочку названий городов, называя город на ту букву, на которую закончилось название предыдущего. Здесь ставится та же задача, но слова должны быть связаны с археологией. Например: Керамика — Археология — Ядрище (нуклеус) — и… затруднение. Пусть ребенок назовет слово «ель» и обоснует: «Из этого дерева делали в мезолите луки!» Такой ответ считается правильным. Дальнейшее продолжение цепочки: Ледник — Кремень — Нуклеус — Сосуд (глиняный) … Вариантов может быть великое множество, ведь археология основана на работе с самыми разнообразными вещами, а у детей игра развивает находчивость и умение аргументировать свои мысли. В процессе игры ребята вспоминают имена исследователей, географические названия известных археологических памятников, азартно ищут доказательства своим «продолжениям цепочек», и бывали случаи, когда педагог сдавался раньше, чем многие из них.

 

Соотнеси понятия и их определения

Археология                                                             Укрепленное поселение
Культурный слой                                                  Поиск новых памятников археологии
Палеолит                                                                 Меднокаменный век
Мезолит                                                                   Место древнего поселения
Курган                                                                      Новокаменный век
Неолит                                                                     Насыпь над могилой
Энеолит                                                                   Древнекаменный век
Археологическая разведка                                Слой земли, содержащий находки
Археологический памятник                              Ядрище, с которого скалывали отщепы и пластины
Нуклеус                                                                    Наука о древности
Городище                                                               Среднекаменный век

 

Составь кроссворд

Можно предложить детям составить кроссворд из новых слов, с которыми они познакомились в ходе изучения курса. Такая работа вернет учащихся к содержанию изученных тем, заставит вспомнить формулировки основных понятий.

В этом тексте спрятались археологические термины. Мы нашли первое — «рубило». Найди остальные 10 понятий.
Я ехал к родным, которых давно не видел. Сойдя с электрички, углубился в лес, по тропинке, которая вела к речке. Слышны были звуки ударов. Это работал лесоруб. Илом затянулось русло нашей маленькой речушки. Небо затягивалось тучами, собирался дождь. Судя по темным тучам, это будет настоящий потоп. Оригинальное сочетание красок создало на небе солнце, скрывающееся в облаках. Но нужно поторопиться, чтобы не промокнуть. Нужно преодолеть глубокий ров. Если б ров казался не таким широким, я бы смело прыгнул через него. А, может, рискнуть? Немного неудачно приземлился на колючий куст, порвал берет. Выхожу из леса. Передо мной лежат поля. Нужно идти вдоль. Ментоловый запах цветущих трав напоминает о детстве. Внезапно я вспомнил о матери, к которой я так давно стремился, но выбрался только сейчас.

Я приближаюсь к деревне и слышу привычные звуки, чувствую знакомые запахи. Уже ощущается печной угар. Пундога — моя деревня, сейчас невелика, но когда-то насчитывала 50 дворов. Слышу заливистый лай. Это наш пес Ганнибал немедленно заметил появление нового человека. Курицы, прогуливающиеся по дороге, насторожились. Кур Ганнибал ненавидит и с лаем бросается на них. Но тут он узнает меня и, бешено вертя хвостом, бросается мне навстречу. Ах, дружище, сколько мы не виделись, не забыл меня? Вдвоем приближаемся к знакомому дому. Навстречу, недоверчиво наклонив голову, выходит коза. Чистка двора просто необходима, отмечаю я мысленно, мои старенькие родители уже не справляются сами с тяжелой работой.

«Гол! О! Ценный удар нанес наш нападающий…» — слышно из приоткрытого окна. Все ясно, папа смотрит футбольный матч.

«Мам! Он тут уже!» — кричит, выбегая на крыльцо, моя младшая сестренка. Вот мы и пришли. Манную кашу, любимую мной с детства, приготовила моя мама. Разорванный берет ушьет так, что и не заметишь. Как хорошо вернуться ненадолго в детство, в спокойный светлый мир моей северной деревни.

 

Расставь в тексте пропущенные слова.
Все они начинаются с букв в алфавитном порядке

Ученый — _______________изучал поверхность раскопа. В задумчивости он присел на нетронутую полоску земли, где было видно чередование слоев почвы -_____________. Ее оставляют для того, чтобы изучить стратиграфию раскопа и точнее определить___________ культурных слоев. Отряд археологов вел раскопки укрепленного поселения -______________. В верхних культурных горизонтах были найдены остатки деревянных сооружений. По спилам бревен можно будет сделать ________анализ и определить возраст постройки, сделанной из ________. Под средневековыми находками залегал культурный слой _________века. Это очень интересный период истории. В этом слое археологи обнаружили одиночное ___________. В эпоху раннего железного века люди хоронили умерших не по обряду трупоположения —_____________, а совершали «огненное захоронение» или ________________. Все косточки и бронзовые вещи в захоронении были повреждены огнем. Еще ниже археологам также попадались находки. Были найдены наконечники стрел. Значит, человек использовал для охоты __________. Это оружие впервые стало применяться в эпоху ____________. Глубже все чаще стали попадаться каменные изделия. Например, обработанное кремневое ядрище — ________, с которого скалывали _______________и ________________. Некоторые из этих находок были подработаны по краям _________________. Вот эта пластина, у которой притуплен кончик, служила инструментом для обработки шкур —_______________. Деревья срубались в древности сланцевыми орудиями -_____________. Из сланца изготавливали даже ___________— подвески, шлифованные кольца. Особенно красивые изделия из сланца — это боевые топоры с навершиями в виде головы какого-либо животного. Их изготавливали представители _______________культуры, которые вели кочевое ____________. Для прикрепления к рукояти на поверхности топора оставляли выпуклые _________.
Много интересной информации дают археологам обломки глиняной посуды. Эти древние _______могут сообщить многое. Например, можно узнать, каким____________— специально изготовленным или естественным — наносился орнамент. Небольшие, едва заметные ____________между прослойками глины помогут определить способ изготовления горшка. Некоторые сосуды имеют столь своеобразный способ изготовления, что по нему сразу можно определить их возраст. Например, так называемые «пористые» сосуды изготавливали люди, жившие в эпоху ____________. Самая первая глиняная посуда пришла на нашу территорию с ______. Неолитические сосуды чаще всего орнаментировали правильными рядами ________, причем иногда даже внутри сосуда. Вероятно, орнамент в древности играл роль не только украшения, но и своеобразного оберега.

 

Ответ на задания

В этом тексте спрятались археологические термины. Мы нашли первое — «рубило». Найди остальные 10 понятий.
Я ехал к родным, которых давно не видел. Сойдя с электрички, углубился в лес, по тропинке, которая вела к речке. Слышны были звуки ударов. Это работал лесоруб. Илом затянулось русло нашей маленькой речушки. Небо затягивалось тучами, собирался дождь. Судя по темным тучам, это будет настоящий потоп. Оригинальное сочетание красок создало на небе солнце, скрывающееся в облаках. Но нужно поторопиться, чтобы не промокнуть. Нужно преодолеть глубокий ров. Если б ров казался не таким широким, я бы смело прыгнул через него. А, может, рискнуть? Немного неудачно приземлился на колючий куст, порвал берет. Выхожу из леса. Передо мной лежат поля. Нужно идти вдоль. Ментоловый запах цветущих трав напоминает о детстве. Внезапно я вспомнил о матери, к которой я так давно стремился, но выбрался только сейчас.

Я приближаюсь к деревне и слышу привычные звуки, чувствую знакомые запахи. Уже ощущается печной угар. Пундога — моя деревня, сейчас невелика, но когда-то насчитывала 50 дворов. Слышу заливистый лай. Это наш пес Ганнибал немедленно заметил появление нового человека. Курицы, прогуливающиеся по дороге, насторожились. Кур Ганнибал ненавидит и с лаем бросается на них. Но тут он узнает меня и, бешено вертя хвостом, бросается мне на встречу. Ах, дружище, сколько мы не виделись, не забыл меня? Вдвоем приближаемся к знакомому дому. Навстречу, недоверчиво наклонив голову, выходит коза. Чистка двора просто необходима, отмечаю я мысленно, мои старенькие родители уже не справляются сами с тяжелой работой.

«Гол! О! Ценый удар нанес наш нападающий…» — слышно из приоткрытого окна. Все ясно, папа смотрит футбольный матч.

«Мам! Он тут уже!» — кричит, выбегая на крыльцо, моя младшая сестренка. Вот мы и пришли. Манную кашу, любимую мной с детства, приготовила моя мама. Разорванный берет ушьет так, что и не заметишь. Как хорошо вернуться ненадолго в детство, в спокойный светлый мир моей северной деревни.

 

Расставь в тексте пропущенные слова. Все они начинаются с букв в алфавитном порядке.

Ученый-археолог изучал поверхность раскопа. В задумчивости он присел на нетронутую полоску земли, где было видно чередование слоев почвы — бровку. Ее оставляют для того, чтобы изучить стратиграфию раскопа и точнее определить возраст культурных слоев. Отряд археологов вел раскопки укрепленного поселения —городища. В верхних культурных горизонтах были найдены остатки деревянных сооружений. По спилам с бревен можно будет сделать дендрохронологический анализ и определить возраст постройки, сделанной из ели. Под средневековыми находками залегал культурный слой железного века. Это очень интересный период истории. В этом слое археологи обнаружили одиночное захоронение. В эпоху раннего железного века люди хоронили умерших не по обряду ингумации. а совершали «огненное захоронение» — кремацию. Все косточки и бронзовые вещи в захоронении были повреждены огнем. Еще ниже археологам также попадались находки. Были найдены наконечники стрел. Значит, человек использовал для охоты лук. Это оружие впервые стало применяться в эпоху мезолита. Глубже все чаще стали попадаться каменные изделия. Например, обработанное ядрище — нуклеус, с которого скалывали отшепы и пластины. Некоторые из этих находок были подработаны по краям ретушью. Вот эта пластина, у которой притуплён кончик, служила инструментом для обработки шкур — скребком. Деревья срубались в древности сланцевыми орудиями — топорами. Из сланца изготавливали даже украшения — подвески, шлифованные кольца. Особенно красивые изделия из сланца — это боевые топоры с навершиями в виде головы какого-либо животного. Их изготавливали представители фатьяновской культуры, которые вели кочевое хозяйство. Для прикрепления к рукояти на поверхности топора оставляли выпуклые цапфы. Много интересной информации дают археологам обломки глиняной посуды. Эти древние черепки могут сообщить многое. Например, можно узнать, каким штампом — специально изготовленным или естественным — наносился орнамент. Небольшие, едва заметные щелки между прослойками глины помогут определить способ изготовления горшка. Некоторые сосуды имеют столь своеобразный способ изготовления, что по нему сразу можно определить их возраст. Например, так называемые «пористые» сосуды изготавливали люди, жившие в эпоху энеолита. Самая первая глиняная посуда пришла на нашу территорию с юга. Неолитические сосуды чаще всего орнаментировали правильными рядами ямок, причем иногда даже внутри сосуда. Вероятно, орнамент в древности играл роль не только украшения, но и своеобразного оберега.