Задача занятия
Знакомство с видами археологических памятников.
Основные понятия
Памятник, стоянка, селище, городище, жальник, курган, сопка, грунтовый могильник.
Проведение занятия
В начале занятия стоит обратиться к понятию памятник. Обыденное сознание связывает это понятие с монументом, бюстом, статуей. В археологии памятник — это то место, где присутствует культурный слой. В ходе занятия учащиеся вместе с преподавателем работают над составлением схемы:
По ходу объяснения обращается внимание на особенности исследования и значимость каждого вида памятников. Наиболее легко обнаруживаются памятники, читающиеся в рельефе местности: городища, курганы, сопки, жальники. Наиболее ранние поселения — относящиеся к эпохе каменного века, называются стоянками.Городища — укрепленные поселения, возникают с эпохи бронзы. Рядом с городищами основывались селища — неукрепленные постоянные поселения, жители которых, в случае опасности, скрывались за стенами городищ.
Захоронения — наиболее интересный и значимый объект археологического исследования. В традиции захоронений отражаются представления людей о загробном мире. С самых древних времен человек поражался загадке смерти и пытался отрицать окончательность жизни. С одной стороны — мертвый человек прекращает свое существование, перестает быть полноценным членом общества, но с другой — это родное существо, чья прошедшая жизнь прочно вплелась в жизнь каждого члена племени. Горечь утраты и стремление представить себе — дальнейший путь умершего порождала определенные ритуалы захоронения, связанные с представлениями о местах перерождения души, на пути к окончательному пристанищу. Нганасаны (сибирская народность) говорят: «Там, за чертой, все так же как и у нас, только когда у нас день, у них — ночь, и наоборот». Человек продолжает свой жизненный путь в том же качестве, как и при жизни, и ему необходимы те вещи, которыми он пользовался при жизни. Поэтому в могилу ему кладут определенный набор вещей.
Похожие представления о загробном мире существовали, вероятно, и у наших предков. Ранее уже было рассказано о том, какие погребальные обряды совершали люди, жившие на территории Вологодской области в каменном веке и в последующие эпохи. Представления о жизни после смерти были достаточно сложны и многоплановы.
После рассказа о захоронениях на могильнике Минино, на Караваихе, учитель с детьми обсуждает, какие представления о загробном мире были у людей. Для того чтобы закрепить материал, можно использовать такой нехитрый прием, как чтение сказок. Например, в русских народных сказках образ Бабы-Яги связан с традицией сооружения «домиков мертвых». Можно найти и другие примеры: о живой и мертвой воде и т. д.
Возможно предложить детям следующую легенду. В одном древнем племени, у вождя была красавица-дочь. Всем сватам он отказывал, не желая расставаться с ней. Но однажды, со стороны южного острова, прибыли лодки с богатыми подарками. Прекрасный юноша, назвавшись сыном вождя соседнего племени, попросил руки дочери вождя, и тот не смог устоять. Дочь была очарована незнакомцем и после свадебных торжеств с радостью отправилась на его родину. Наутро она проснулась и закричала в ужасе: рядом с ней лежал скелет. В панике она побежала из шалаша: и везде видела только выбеленные временем кости людей. Она прибежала к берегу моря, надеясь сесть в лодку и вернуться к своему роду, но увидела только гнилые остатки лодок. На берегу сидела старая-престарая женщина, которая обратилась к девушке с вопросом, в чем причина ее испуга, и рассказала ей, куда она попала. Это была Сова, владелица мертвого царства. Ночью все население острова оживает, приобретает плоть и кровь, и веселится жизни, а утром вновь становится мертвыми костями. «Не нужно бояться, — сказала Сова, — ты привыкнешь и будешь счастлива». Действительно, девушка пережила ужасный вечер, когда мертвецы оживали, но, когда она увидела любимого, страх отступил. Она привыкла к такой жизни, стала спать днем и веселиться с жителями острова ночью. Вскоре она почувствовала, что беременна. К тому времени, как ребенку пора было появиться на свет, муж сказал ей, что она должна покинуть остров: ведь их сын принадлежит миру живых и должен прожить свою жизнь среди живых людей. Как ни печально было девушке покидать мужа, но она согласилась. Когда родился ребенок, ночью, все обитатели острова мертвых собрались, чтобы проводить девушку к родному племени. И вот ее лодка причалила к острову, где жили ее родители. Строго-настрого запретил ей муж первые семь дней распеленывать ребенка и показывать его лицо солнцу: тогда он сразу же станет маленьким мертвым телом. Догадываетесь, что произошло потом? Конечно же, мать девушки не смогла справиться с любопытством и распеленала младенца… Когда его мать вернулась с вязанкой хвороста, она увидела в плетеной колыбели только маленькие белые косточки. Обезумевшая от горя молодая мать засобиралась на остров к мужу, как ни уговаривали ее родственники остаться. Она отплыла на скромно оснащенной лодке и вскоре высадилась на берег острова, где ее печально встретили муж и остальные обитатели…
Можно обсудить с детьми: какие представления о загробном мире были у создателей этой сказки? Кто главный в этом мире? Враждебен ли этот мир миру живых?Можно привести пример Оленеостровского могильника, на Онежском озере, где древний грунтовый могильник (эпоха мезолита) как раз расположен на острове.
Закрепление материала
Подводя итог занятия, можно предложить детям заполнить рабочий лист.
Рабочий лист
Виды археологических памятников
2. Все эти вещи были найдены на древних поселениях Вологодской области. О чем они могут рассказать археологам (из чего сделаны? для чего использовались? о каких занятиях людей в древности по ним можно узнать?)