Цель занятия
Знакомство с основными этапами археологического исследования.
Основные понятия
Разведка, раскопки, камеральный этап, реставрация, консервация.
Проведение занятия
В начале урока ребята вспоминают специфику археологического исследования: необходимость проведения земляных работ. Учитель задает вопрос: «Везде ли есть смысл проводить раскопки?» Конечно, нет. А как же определить то место, где раскопки принесут результаты? Для этой цели проводится первый этап исследования:археологическая разведка — поиск новых памятников археологии. Как выбирается маршрут для археологической разведки? Дети отвечают, что наиболее перспективно искать памятники на берегах водоемов. Почему? Потому что на берегах рек и озер человек мог заниматься рыбной ловлей, вода нужна для ведения хозяйства, словом, все время человеку нужен был источник воды. Кроме того, первые пути сообщения, освоенные человеком, были именно водные, а сухопутных дорог еще просто не существовало.
Как же производится археологическая разведка? Ученые проходят маршрут вдоль реки или берега озера, отыскивая места, пригодные для древних поселений — это высокие ровные площадки у кромки воды. Часто вода размывает берега, и тогда на бечевник выпадают артефакты, тогда археолог по их составу определяет время существования и границы памятника. Не всегда поиск происходит так легко. В том случае, если берега хорошо задернованы, ученым приходится копать разведочные раскопы -шурфы, и по содержимому почвы определять, есть ли памятник.
После разведки наступает время раскопок. Раскопки археологических памятников подчиняются жестким правилам, ведь при раскопках памятник уничтожается и не может быть исследован заново. Площадь будущего раскопа размечается: на площади земли разбивается сетка квадратов, как правило, размерами 1×1 метр. Каждый квадрат получает цифровое и буквенное обозначение, наподобие игры в «Морской бой».
Детям предлагается рассмотреть полевой чертеж раскопа. Обычно они легко понимают, в каком квадрате отмечены те или иные условные обозначения, разбираются с системой обозначения квадратов. Следующим заданием является просьба определить, что же нашли на том или ином участке раскопа. Дети выполняют это задание при помощи условных обозначений.
В ходе беседы дети отвечают на вопросы: Какие вещи отмечены на чертеже раскопа? Чем занимались люди, жившие на этом поселении?
После раскопок начинается работа в лаборатории (камеральный этап) — важный и трудоемкий процесс. Каждая находка должна быть очищена, зашифрована, в случае необходимости — подвергнута реставрации или консервации.
Практическая часть занятия может быть проведена по-разному. Оптимальным вариантом является работа по очистке и шифровке артефактов, но, если нет такой возможности, можно «пошифровать» нарисованные вещи или «поразгадывать» шифры, а затем «отреставрировать» нарисованный глиняный сосуд (рисунок разрезан на несколько неправильных частей).
Закрепление материала
Для закрепления подготовлен рабочий лист с несколькими основными понятиями и чертежом раскопа.
Рабочий лист
Как работают археологи?
2. Определи по чертежу, что нашли археологи в раскопе? Напиши, чем занимались люди, жившие здесь в древности?