Цель занятия
Ознакомить школьников с ранними формами человеческих обществ, показать картину жизни людей на протяжении плейстоцена, дать характеристику видов деятельности, освоенных человеком.

Основные понятия
Все занятия, посвященные определенным историческим эпохам, включают сведения о содержании понятия (палеолит — древнекаменный век, мезолит — среднекаменный и т. д.) о датировке этапа и о тех изменениях, которые произошли в хозяйстве человеческих обществ в изучаемые временные рамки.
Палеолит, бифас.

Проведение занятия
Эпоха палеолита — самый длинный этап в истории человечества, насыщенный событиями. Рассказу о нем можно посвятить несколько занятий, включая проблему происхождения человека; характеристику различных групп гоминидов и ранних человеческих групп; характеристику хозяйственной жизни на протяжении нижнего и верхнего палеолита; отдельно можно выделить вопросы происхождения и причины возникновения первобытного искусства. Один из вариантов освоения материала представлен в данной разработке.

Основные вопросы урока:
I. Содержание понятия «палеолит» (древнекаменный век). Почему он так называется? Потому что сохранились от этого периода преимущественно каменные орудия. Камень — это первый материал, который научился обрабатывать человек.

II. Датировка периода. Нижняя граница палеолита определяется с момента изготовления человеком самых ранних каменных орудий. Наиболее известны каменные орудия из Олдувая (ущелье в Восточной Африке), где Луис Лики нашел стоянки человека возрастом в 2,5 млн. лет. Последнее время часто появляются небольшие сообщения о более ранних (древних) каменных орудиях, обнаруженных в Африке, но подробные сведения о них найти достаточно сложно, можно просто уточнить, что поиски еще ведутся, и возможно, будут обнаружены и более ранние орудия.

III. Изучение исторического содержания этапа предполагает знакомство с теми видами поведения, которыми овладел человек за время палеолита, выделившись из животного мира. В Вологодской области на настоящий момент известно только одно местонахождение палеолитического времени. Поэтому, если вы решили знакомить детей с историей человечества с самых ранних этапов, для проведения занятия придется привлекать материалы российской, а возможно и зарубежной археологии, опубликованные в популярных изданиях в доступной форме.
Занятие проводится в форме «Путешествия по древним стоянкам» и строится как эвристическая беседа. По ходу рассказа учителя учащимся предлагается заполнить таблицу, можно облегчить задачу, предложив использовать вместо записей рисунки — символы. Самому преподавателю лучше запастись достаточным количеством иллюстраций, чтобы сделать рассказ более доступным и ярким. В ходе объяснения пригодится карта России.
Краткая характеристика памятников, упомянутых в табличке.

1. Характеристика местонахождения в Нюксенице приводится в первой части работы, там же содержится рисунок бифаса, на этом примере можно сделать выводы об умении делать каменные орудия и обсудить, почему орудие имеет такую форму. Кости животных, найденные рядом с орудиями — это охотничьи трофеи, и можно обсудить вопрос о способах охоты на крупных животных.

2. Грот Большой Глухой, Медвежья Пещера — ближайшие к нашей территории северные памятники палеолитической эпохи. Эти памятники известны давно, и в 1980-е годы они изучались П. Ю. Павловым. В культурном слое, помимо каменных изделий, найдены и костяные орудия.

3. К вопросу логично перейти именно после обсуждения стоянок в пещерах. А как жили люди в тех местах, где пещер не было? Жилища из костей мамонтов обнаружены не только на стоянке Буреть (исследована А. П. Окладниковым), одно из таких жилищ стало основой музейной экспозиции в с. Костенки, можно привести примеры жилых сооружений и их традиционного строительного материала: землянка, укрепленная плитами известняка с кровлей, вероятно, из жердей на стоянке Гагарино (в 1927 г. исследовал С. Н. Замятнин) и др.

4. Остальные три вывода: об умении шить одежду, зарождении искусства и религиозных верований можно рассмотреть на примере одного памятника: Сунгирское захоронение мужчины, исследованное в 1964 г. В могильной яме было обнаружено множество мелких бусинок из бивня мамонта (сложно приходилось первобытному ювелиру, учитывая, что в его распоряжении были только кремневые орудия!), которые пришивались к одежде. Значит, люди обрабатывали шкуры и шили одежду. Погребение обильно засыпано охрой, есть еще сопровождающий инвентарь в виде браслетов из бивня мамонта на руках и даже на ногах. Такой сложный ритуал и богатый сопровождающий инвентарь говорит о развитых представлениях о загробном мире, следовательно, о религиозных верованиях.

На стоянках Мальта и Буреть обнаружены скульптурные изображения женщин в меховой одежде. Более яркое представление о первобытном искусстве создается на примере первобытной живописи. Можно привлечь данные, например, о Каповой пещере. Все эти примеры взаимосвязаны и позволяют строить диалог с детьми в той последовательности, в какой они сами решат делать выводы.

Занятие можно проводить в зависимости от подготовленности и заинтересованности детей и ваших образовательных целей в один-два этапа. Интересным может получиться обсуждение вопроса о первобытном искусстве: причинах его появления, смысле и разновидностях жанров, на отдельном занятии. Для этого нужно располагать достаточным иллюстративным материалом.

Закрепление материала
Проводится по заполненной таблице.

Пример заполненного рабочего листа. В нем использованы записи и рисунки, которые делали по ходу рассказа и обсуждения учащиеся 5-х классов школы № 37 г. Вологды.

90i

Рабочий лист

ТАЙНЫ ЗЕМЛИ ВОЛОГОДСКОЙ 13