Цель занятия
Дать представление о данном историческом этапе.

Основные понятия
Неолит, керамика, примесь, отощитель, листовидные наконечники.

Проведение занятия
На занятии, возможно, продолжить заполнение таблички, начатой на уроке «Палеолит», тогда она будет содержать сведения обо всей эпохе каменного века и детям будет легче отметить своеобразие каждого выделенного этапа.
В рассказе учителя отмечаются такие нововведения неолитической эпохи, как изменение каменных орудий, изобретение ткачества, появление глиняной посуды. Последнее является наиболее важным для археологов, так как керамика — это своеобразная «визитная карточка» исторической эпохи. В ходе занятия можно остановиться на вопросе «Значение керамики как исторического источника (о чем может рассказать глиняная посуда?)». Оптимальным вариантом знакомства с керамикой будет непосредственная работа с артефактами. В ходе характеристики керамики можно остановиться на следующих вопросах:
1. Дети рассматривают фрагменты керамики и определяют примеси к глиняному тесту. При сравнении оказывается, что примеси различны или присутствуют в различных пропорциях. Комментарии учителя охватывают процесс изготовления посуды, начиная с подготовки глиняного теста, указывается роль отощителей.
2. На некоторых фрагментах сохраняются участки обугленной поверхности, так называемый нагар, образовавшийся при приготовлении в древности пищи. Нагар — это замечательный материал, во-первых, для проведения радиоуглеродного анализа, а, во-вторых, для определения химического состава древних кушаний.
3. На внутренней или внешней поверхности некоторых глиняных сосудов остаются отпечатки пальцев людей, изготовивших их. Интересное исследование древних отпечатков провел финский ученый X. Ньюман. Он определял по отпечаткам пальцев количество гончаров, занимавшихся. производством, посуды на поселении, технологические приемы работы с глиной и т. д.
4. Керамика является важным датирующим материалом, т. к. обладает свойством термолюминесценции.
5. Особенно интересным и, наверное, сложным является вопрос изучения древних орнаментов. При характеристике орнаментов можно остановиться на следующих вопросах:
а) чем наносился орнамент?
Рассматриваются различные примеры штампов.
б) почему некоторые сосуды орнаментированы даже внутри и по дну?
Вероятно, орнаменту придавали особое значение, он должен был не только украшать поверхность, но и «оберегать» содержимое сосуда.
в) есть ли смысл у древних орнаментов?

Приводятся примеры орнаментов, смысл которых достаточно очевиден: например, изображения уточек на сосудах. Дальше детям дается возможность пофантазировать и «расшифровать смысл» орнаментов, приготовленных учителем. Особенно азартно дети сами «зашифровывают» орнамент на листе бумаги или на подготовленном контуре сосуда.

Закрепление материала
В завершении материала можно изготовить пластилиновые реплики (копии) сосудов и орнаментировать их, используя различные природные материалы: палочки, косточки, камешки.

Рабочий лист

Неолит

1. Определи, какие вещи стали элементами орнамента? Расшифруй смысл узора на сосудах.

97-1
2. Придумай и укрась сосуды своим орнаментом.

97-2

3. Назови детали сосудов по образцу. Все сосуды очень разные. Какие из них относятся к эпохе неолита?

97-3