Серьезное отличие археологических кружков от иных краеведческих объединений школьников заключается в жесткой необходимости научного руководства со стороны археологов-профессионалов, имеющих специальное разрешение от Института археологии Российской академии наук на право производства археологических исследований — Открытый лист.

Любые самостоятельные археологические изыскания, связанные с проведением земляных работ (раскопки, зачистка берега, закладка шурфов) строго запрещены законами Российской Федерации.

Программы археологических кружков предполагают три уровня сложности:

  • общекультурный — дающий большой объем информации для расширения кругозора;
  • углубленный — с элементами специализации;
  • профессионально ориентированный — предполагающий участие слушателей в школьных научных конференциях и олимпиадах, прохождение археологической практики в экспедициях.

Занятия в кружках рассчитаны на три-пять (и более) лет. По окончании первого-второго года обучения школьники должны знать основные понятия и термины археологии, этнографии, ориентироваться в хронологии, уметь пользоваться научно-популярной литературой и знать историческую карту.

Школьники третъего-четвертого года обучения должны уметь работать с археологическими источниками, под руководством педагогов делать обработку и классификацию археологического материала, анализировать и обобщать полученные данные, работать со специальной научной и справочной литературой, архивными материалами.

Школьники пятого и последующих лет обучения во многом ориентированы на самостоятельную практическую работу: они отвечают в экспедициях за конкретный участок работы (работают как художники, фотографы, лаборанты, чертежники), принимают участие в составлении полевого отчета и камеральной обработке археологического материала. Полученные данные ложатся в основу научных докладов, курсовых и дипломных работ; они должны уметь давать оценку историческим процессам, на основе полученной археологической информации, вести научную полемику, отстаивать свою точку зрения.

Занятия в археологических кружках дают возможность школьнику сделать выбор: ограничить свое участие в работе кружков удовлетворением любознательности, расширением кругозора и повышением общего культурного уровня или совершить переход от увлечения к науке.

Первый этап — накопление и обработка информации об уже открытых памятниках. Школьники изучают научно-справочную литературу, отчеты археологов о проведенных раскопках на территории района.

Второй этап — археологические разведки; под руководством археологов и учителей ребята изучают современное состояние памятников, учатся находить новые археологические памятники. Отрабатываются навыки топографической съемки, фотографирования, составления описей, определения культурной принадлежности памятника.

Третий этап — участие школьников в археологических экспедициях (раскопках или разведочных работах).

Четвертый этап — применение собранной информации для составления археологических карт района, публикаций в местной печати и для выступлений на районных, городских и областных краеведческих конференциях.