В своей деятельности археологические кружки могут осуществлять следующее:

  1. оказывать значительную помощь учреждениям, проводящим инвентаризацию археологических памятников;
  2. вести постоянные наблюдения за современным состоянием археологических памятников и своевременно сообщать в органы охраны памятников о случаях нанесения ущерба памятникам археологии, а в определенных случаях предотвращать их уничтожение;
  3. проводить обследование территории своего района для составления археологической карты.

Работа по составлению археологической карты может и должна стать основой деятельности школьных археологических кружков. Она ставит перед школьниками долговременную цель, но при этом требует систематической работы и определенного (достаточно высокого) уровня теоретической и практической подготовки руководителя кружка, наличия личного опыта работы в археологических экспедициях.
Составление археологической карты своего района имеет большое значение, так как:

  • ставятся на учет все археологические памятники, что дает возможность предотвращать их уничтожение (сознательное или по недоразумению);
  • выявляются новые археологические памятники, что помогает решению многих вопросов, касающихся заселения и освоения нашего края, этнокультурной ситуации в разные эпохи;
  • у школьников формируются туристские, топографические, фотографические и другие навыки, умение работать с научной литературой.