Археология — самостоятельная наука, изучающая прошлое человека по вещественным источникам, охватывает дописьменную и раннеписьменную историю человечества. Вещественные (археологические) источники включают орудия труда, предметы быта, оружие, материалы духовной культуры, которые находят при изучении археологических памятников.

Основными видами археологических памятников являются поселения и погребения. На месте поселения в результате жизни и деятельности людей образуется культурный слой, содержащий находки. Именно культурный слой является объектом раскопок. Вещи, положенные при погребении в могилу с покойным, называются погребальным инвентарем. Группа археологических памятников (разных видов или только одного), объединенных единым временем, территорией и культурными признаками, называется археологической культурой. Название культуре обычно дается по местонахождению первого открытого памятника (например, фатьяновская культура — по первой находке, сделанной у с. Фатьяново) или по географическому признаку (сухонская — распространена в бассейне средней Сухоны), или по орнаменту на керамике (культура ямочно-гребенчатой керамики), или по специфике захоронений (культура длинных курганов). В ходе археологических разведок (осмотр известных археологических памятников и поиск новых) обычно собирают подъемный материал — предметы, найденные на поверхности памятника, вне культурного слоя (последствия распашки или иного повреждения памятника). Археологические находки эпохи каменного века (из культурного слоя, погребальный инвентарь или подъемный материал) включают не только сами каменные орудия, но и отходы их производства: сколы, отщепы, чешуйки, которые отделялись от кремневого желвака — нуклеуса. Самые массовые находки на неолитических стоянках — черепки (фрагменты) глиняных обожженных сосудов — керамика — являются одним из главных определителей культурной и хронологической принадлежности памятника.

Составление археологической карты включает обследование территории и фиксацию археологических памятников (топографический план, фотографии, описание, а также, возможно, составление паспорта на памятник). В ходе археологической разведки необходимо осматривать береговые обнажения, овраги, речные и озерные отмели, мелиоративные канавы, а также карьеры и котлованы строящихся сооружений. Если при осмотре будут выявлены археологические находки, необходимо немедленно сообщить об этом в государственные органы охраны памятников, особенно в случае строительства. По Российскому законодательству участки, отводимые под хозяйственную деятельность (строительные и дорожные работы, разработка карьеров и т. д.) должны пройти археологическую экспертизу, а в случае обнаружения на них археологических объектов работы должны быть приостановлены до прибытия специалистов.

Специфика археологического поиска требует наличия минимума археологического снаряжения участников отряда. Помимо обычного туристского снаряжения необходимо иметь: подробную карту района маршрута с нанесенными известными археологическими памятниками, компас, фотоаппарат, рулетку, миллиметровую бумагу для снятия планов, тетрадь для записей, карандаши, линейку, транспортир, резинку, оберточную бумагу и пакеты для находок.
Начинающим археологам необходимо освоить теоретические основы археологии, овладеть практическими навыками снятия простейших глазомерных планов (масштаб 1:500), планов вертикальных разрезов (масштаб 1:10, 1:20), работу с компасом, азимутальную съемку, измерение расстояния шагами.

Разрабатывая маршрут археологической разведки, следует планировать для группы прохождение в день полосы шириною до 1 км и длиною не более 4-6 км. Маршрут лучше привязывать к линейному ориентиру: большому оврагу, дороге, берегу реки, ручья. Общей закономерностью является близость древних поселений к источникам питьевой воды (надо учитывать, что многие мелкие реки и ручьи в настоящее время пересохли). Необходимо осматривать все складки местности, возвышенности, обрывы берегов рек, ручьев и оврагов. Особое внимание следует обращать на края пахотных полей по берегам рек и ручьев — большинство стоянок и селищ были открыты именно по находкам подъемного материала на пашне.

В ходе археологической разведки могут быть обнаружены новые памятники или выявлены значительные изменения местности, где расположен уже известный археологам памятник. В любом случае необходимо сфотографировать памятник, желательно с двух-трех сторон, обязательно с видом на легко узнаваемые объекты: мост, дом, реку, линию электропередач. В дневнике (а затем и на обратной стороне фотографии) простым карандашом сделать аннотацию: указать название памятника, азимут, время съемки (стоянка Спасская, вид с юга, разведка 2002 г., июль). Также следует зафиксировать с достаточно близкого расстояния четко видимые обнажения культурного слоя провести фотофиксацию наиболее выразительных находок.

Кроме того, в полевом дневнике необходимо сделать описание археологического памятника по определенному плану:

  • местоположение (область, район, сельсовет, деревня и т. д.);
  • точное название данного места (урочище Машковские горы, Дедов остров);
  • расстояние до ближайших населенных пунктов с указанием азимутов и других точных ориентиров (0,5 км к северу от д. Боровиково, 0,6 км. Ниже устья р. Сить);
  • топографическое местоположение памятника (правый или левый берег реки, ручья; край оврага, мыс, возвышенность, пойма, надпойменная или боровая терраса);
  • состояние территории памятника (задернована, частично или полностью распахивается, поросла лесом, кустарником, занята постройками);
  • наличие подъемного материала: количество находок, их состав (орудия, отщепы, керамика, очажные камни и т. д.).

При обильном подъемном материале (по его распространению можно довольно точно определить площадь памятника) поверхность разбивается на участки, протяженностью 5-10 м или квадраты со стороной 2-4 м, а затем, строго по участкам или квадратам, производится сбор находок.
Все находки необходимо зафиксировать в коллекционной описи.

Пример составление коллекционной описи

Название находки
Материал
Квадрат (участок)
№ находки в квадрате
Краткое описание находки
1
Керамика
Глина
4
№1
Стенка сосуда (5.5х4.2х0.7 см) с ямочно гребенчатым орнаментом
2
Топор
Сланец
2
№1
Обломок (лезвие) шлифованного топора (8.0х5.2 см)
3
Отщеп
Кремень
4
№2
Массивный отщеп из желтовато-коричневого кремня (7.3х4.5)

После разведки желательно зашифровать находки: нанести тушью на каждую находку шифр: Бор I (02/3-5), что означает – стоянка Бор I, разведка 2002 года, квадрат 3, номер по квадрату – 5, или Ваул. 99/9 (селище Ваулино, разведка 1999 года, №9 по описи). Шифр на керамику наносится на внутреннюю сторону фрагмента, находки с одного квадрата складываются в один пакет.

Для систематизации работы в каждом краеведческом объединении (кружке, отряде), занимающемся составлением археологической карты своего района, следует создать собственную археологическую картотеку. На каждый известный или вновь выявленный памятник составляется специальная карточка, в которой указываются все необходимые сведения о нем (см. ниже Карточку описания памятника).

По окончании каждой археологической разведки необходимо составить отчет о проведенных исследованиях, где должны быть отражены:

  • цель работ;
  • связь с общественными и государственными организациями;
  • сроки проведенных разведок;
  • маршруты разведок;
  • итоги полевых исследований сезона (результаты осмотра известных памятников, данные о вновь открытых).

КАРТОЧКА ОПИСАНИЯ ПАМЯТНИКА
а) адрес памятника (район, сельсовет, на чьих землях находится);
б) вид и название памятника (например, Успенское городище, поселение Ваулино, стоянка Побоищное, местонахождение кремневых отщепов Горка);
в) топографическое расположение памятника;
г) описание территории памятника;
д) информация о подъемном материале;
е) место хранения находок, дневников и планов;
ж) Ф.И.О. составителя карточки, его адрес;
з) дата заполнения карточки.

Кроме того, необходимо представить список всех приложений (дневники, коллекционные описи, чертежи, карточки, номера фотографий с указанием снятых объектов). Материалы разведок и первые экземпляры отчетов (текст отчета, карточки описания и фотографии памятников) передаются в государственные музеи (районные, областные). Вторые экземпляры хранятся в школьном музее, используются на уроках и при подготовке докладов на научно-практические конференции.

Копии отчетов следует высылать в Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий по адресу: 160009, г. Вологда, ул. Путейская, д. 1, ОЦДиЮТиЭ, отдел краеведения.