Уважаемый коллега, представляемая вашему вниманию книга — это результат многолетнего труда большого коллектива людей, влюбленных в свое дело. Делом этим является археология — наука интересная и захватывающая, манящая к себе и увлекающая в таинственный мир прошлого. Наверное, каждый учитель истории сталкивался с археологией во время учебы в ВУЗе, и большинство вспоминает археологическую практику с чувством грустного романтизма, грустного потому, что это уже своя, «личная» история. Но для некоторых археология стала делом и образом жизни. Давайте не будем бояться этих слов, которые иногда называют «громкими». Действительно, как еще можно назвать работу, которая занимает все время, лишает привычного для многих понятия «отпуск», не отпускает от себя всю жизнь.
Вологодской области повезло с такими людьми. Не секрет, что и уровень археологических исследований, и количество экспедиций вызывают хорошую зависть у многих коллег из других Российских регионов. Надо сказать, что существование самой археологической науки и археологических экспедиций в области уже много лет во многом поддерживается благодаря тесному сотрудничеству ученых и педагогов. Наверное, без преувеличения можно назвать центрами «археологической педагогики» Вологду и Череповец, Тотьму и Белозерск, Липин Бор и Нюксеницу да и другие города и поселки области, где живут и работают увлеченные археологией люди. За более чем 10-летнюю историю «детской археологии» пройдено много дорог, исследовано множество памятников, сделано значительное число настоящих археологических открытий. Нельзя не сказать и о том, что «юных археологов» из Вологодского края, считая их настоящими профессионалами, с большим удовольствием приглашают в экспедиции серьезные научные организации — такие как Институт археологии Российской академии наук (г. Москва), Институт истории материальной культуры Российской академии наук (г. Санкт-Петербург). «Следы лопат» юных вологодских археологов можно обнаружить в Ярославской, Ленинградской, Тверской областях, в республике Карелия и на Украине. И все это время вместе с ребятами, пройдя через все трудности, набираются педагогической мудрости и опыта их друзья и наставники — учителя.
Именно сборником «археологического опыта в педагогике» можно назвать эту книгу. Авторы предлагаемого материала вложили в текст данного издания то, что они придумали и реализовали сами в работе с детьми, то, что позволило им сделать изучение науки школьниками интересным и привлекательным, то, что превратило летние школьные археологические экспедиции в нескучную, познавательную и полезную «пятую четверть».
Данная книга не «сборник рецептов» по проведению занятий по археологии. Скорее это интересный и полезный помощник для тех, кому нравится «наука лопаты», кто хочет работать с детьми творчески, кто не боится опробовать новые методы и идеи в своем педагогическом труде.
Автор этих строк сам долгое время занимается «педагогикой от археологии» (можно и наоборот), поэтому берет на себя смелость порекомендовать своим коллегам это необычное и первое в своем роде издание.
Надеюсь, что сей «труд» заинтересует Вас и поможет в нашем общем деле.
Начальник отдела по делам
молодежи г. Вологды (О. А. Васильев)