Цель занятия
Познакомить учащихся с содержанием эпохи средневековья на территории Вологодской области, включающим:
а) развитие местной финно-угорской культуры;
б) освоение края славянами, их занятия, погребальные традиции;
в) становление первых городов и роль северных территорий в образовании Древнерусского государства.
Основные понятия
Эпоха средневековья, славяне, кривичи, словене новгородские, чудь заволочская, колонизация древнерусская, город.
Проведение занятия
Занятие возможно организовать как «Путешествие по древним городам Вологодской области», используя карты школьного атласа «История России с древнейших времен до конца XVIII века» либо настенные карты «Восточные славяне в VIII-IX вв.» и «Русь в IX-XII вв.». На картах заранее приготовленными стрелками из бумаги отмечаются пути продвижения славян на территорию Вологодской области, флажками разного цвета — финно-угорские и славянские поселения, древнерусские города. Рассказ учителя включает информацию о времени возникновения, социальном и этническом составе, а также хозяйственной жизни древних городов. Последний вопрос можно обсуждать с детьми, предоставив им самим возможность поиска верных решений, т. е. показывать на иллюстрациях примеры находок и предложить определить, о каких занятиях населения свидетельствуют эти находки. Примеры приведены в иллюстрациях содержательной части (домостроительство, косторезное ремесло, кожевенное дело, деревообработка, торговля и т. д.). Основные положения темы и понятия рекомендуется записать.
Закрепление материала
После проведения занятия или в ходе его детям предлагается заполнить рабочий лист.
Рабочий лист
Средневековье
1. Ответь на вопрос:
Какие славянские племена первыми проникли на территорию Вологодской области?
____________________________________________________________________________________________________
2. Перед тобой рисунок вещей, которые использовали мужчины раннего средневековья. Подпиши, как они называются, и нарисуй, где они располагались у мужчины.
3. Перед тобой рисунок вещей, которые носили женщины раннего средневековья. Подпиши, как они называются, и нарисуй, где они располагались у женщины.
4. Напишите, когда возникли города?
Белоозеро____________________________________
Луковец_____________________________________
Устюжна____________________________________
Великий Устюг______________________________
Вологда_____________________________________
5. Эти вещи были найдены при археологических раскопках города Вологды. О каких занятиях населения древнего города они могут рассказать археологам? Подпишите их названия.