Цель занятия
Дать представление о данном историческом этапе.
Основные понятия
Мезолит, присваивающее хозяйство, ножевидная пластина, нуклеус.
Проведение занятия
Занятие строится в виде беседы. На нем можно продолжить заполнение таблички «Палеолит» и в конце занятия сделать совместный вывод о том, что нового появилось в жизни людей, и что осталось прежним. Начать занятие лучше с демонстрации кремневых орудий (можно ограничиться показом иллюстраций). Детям предлагается определить, для чего использовались эти кремневые полоски, и, выслушав их версии, обратиться к материалам мезолитических стоянок, в том числе Веретье.
Закрепление материала
Вариантов практических работ, нацеленных на закрепление материала, может быть несколько.
1. Работа кремневыми репликами артефактов: можно порезать острыми краями отщепов (современных!) кусочки кожи, построгать дерево или кость и понаблюдать, какой объем работы смогли выполнить за определенное время, какой результат получили, удобно ли было работать и т. д.
2. Для младших школьников можно сделать подборку игровых заданий «Охотники и собиратели». Учащимся в форме соревнования предлагается применить навыки, необходимые для выживания мезолитическому охотнику.
Варианты таких заданий:
а) назвать как можно больше съедобных растений, произрастающих в наших лесах;
б) определить на рисунке, какие растения и грибы съедобны, а какие ядовиты?
(Ответы: растения — тростник, иван-чай, акация; грибы — масленок лиственный, масленок настоящий, подосиновик белый, подосиновик красный);
в) определить по рисунку, чьи следы остались на снегу?
(Ответы: 1 — медведь, 2 — лиса, 3 — след лося на твердом насте, 4 — рысь, 5 — бобер, 6 — след бегущего зайца, 7 — след лося на рыхлом снегу, 8 — волк, 9 — след сидящего зайца).
Можно использовать не только интеллектуальные, но и спортивные, подвижные виды состязаний, например, состязание в меткости.
3. Традиционным способом повторения может быть заполнение рабочего листа.
Рабочий лист
Мезолит