Цель занятия
Познакомить с содержанием этапа, изменениями в жизни людей.
Основные понятия
Энеолит, медь, кремневые фигурки, пористая керамика, янтарные украшения.
Проведение занятия
Рассказ учителя включает сведения об эпохе, изложенные в основной части.
Наиболее яркими находками, связанными с эпохой энеолита в Вологодской области, несомненно, являются кремневые фигурки и янтарные украшения.
Работа по характеристике кремневых фигурок может проходить следующим образом: учитель описывает основных персонажей миниатюрной кремневой скульптуры, одновременно рассказывая о мифологических и сказочных сюжетах, связанных с тем или иным животным. Детям предлагается дополнить рассказ учителя, вспомнить известные им сказки, где фигурируют эти животные. Затем делается совместный вывод о значимости животных в жизни древнего человека, обсуждаются версии о том, как использовались эти фигурки.
После рассказа о могильнике Тудозеpo-VI, ребятам показываются реконструкция одежды энеолитического охотника с янтарными украшениями и изображения самих украшений, и предлагается дополнить украшениями одежду человека, изображенного в рабочем листе.
Закрепление материала
В заключение занятия учащиеся вспоминают основные понятия урока и самые яркие достижения эпохи и заполняют рабочий лист.
Рабочий лист
Энеолит
3. Эти янтарные украшения были нашиты на одежду энеолитического человека и сохранились в захоронениях могильника Тудозеро-VI. Подпиши, как они называются. Подумай, какие узоры они могли составлять на одежде, и размести украшения на одежде охотника.